Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика
ü социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
ü принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.
В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов деятельности можно отнести следующие:
1. учет культурного аспекта развития;
2. связь между культурой, наукой и техникой;
3. сохранение культурного достояния;
4. человек и средства массовой информации;
5. участие в культурной жизни;
6. стимулирование творчества
7. созидания в области искусств.
Для оценки хода реализации таких программ используется ряд критериев:
· учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры;
· придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности;
· получение предполагаемого социального эффекта;
· развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития;
· объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров.
Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие. Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей и конечно это во многом зависит от многих сфер, что дает увидеть многообразие социально-культурной программы.
Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этническихю обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.
Другие статьи:
Проблемы культуры в философии жизни Фр. Ницше
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) сравнивает современную культуру с античной и приходит к выводу, что европейцы не достигли даже малой доли того, что достигли греки. Причина этого – в отношении к жизни: если греки принимали жизн ...
Представление о культуре в Средние века
В эпоху Средневековья были переосмыслены основополагающие принципы культуры. Культура Запада этой эпохи выражала главную ценность – Бога. Все составные части культуры (искусство и наука, философия, этика, право, основные формы политическо ...
На вершине славы
Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он ...
Разделы