Композиция

Информация » Описание картины В.Г. Перова » Композиция

Страница 3

И все же, какими бы развитыми ни были здесь пейзажные моменты, “Последний кабак у заставы” – это не лирический пейзаж, а блистательный образец жанровой картины в её наиболее сложной и наиболее утонченной форме.

К сожалению, современники увидели в картине лишь “обличительный сюжет”. В то время как здесь сфокусировалась, по определению самого Перова, “внутренняя, моральная сторона” человеческого бытия, которая была для него важнее всего. Ещё никогда Перов не поднимался до таких обобщений. Да и сама идея выбора как нравственного самоопределения человека ещё никогда в русском искусстве не формулировалась столько чётко и откровенно.

Картина “Последний кабак у заставы”, подведя определённый итог всему, что делал художник в предшествующие годы, стала во много рубежной, и не только для него самого. Положив в основу своего искусства религиозное начало, художник поднял и сам жанр на такую высоту, на которой зло начинает осмысливаться не только и даже не столько социально, сколько нравственно, как смертоносная язва, разлагающая человеческие души.

Нравственное измерение зла – вот то новое, что привнёс в отечественное искусство Василий Перов. Пафос искусства мастера – не в обличении зла как такового, а в необходимости и возможности человека в самом себе противостоять злу, в утверждений той внутренней, одухотворенной силы, что способна поднять человека над невзгодами, скорбями и унижением.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Мечети Омара и Аль-Акса. Мусульманский квартал
Мечеть Аль-Акса, "Крайняя", знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - "Молния". Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Построена Каабом аль-Ахбаром, затем перестро ...

Проблема самобытности русской культуры
В настоящее время, когда Россия переживает не лучшие дни своей истории, очень важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности и тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, авто ...

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художестве ...