Чтение лиц разного возраста

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение лиц разного возраста

Страница 1

С возрастом частота, регулярность, содержание чтения меняются. Это связано с тем, что человек выполняет различные профессиональные и иные роли на каждой из стадий своего жизненного никла. дублироваться или заменяться. Наибольшее число зарубежных публикаций, касающихся чтения детей, посвящено, во-первых, обучению чтению и влиянию школы на читательское поведение детей и молодежи и во-вторых, роли семьи. Рассмотрим их несколько более подробно, обратившись к публикациям последних двух десятилетий. Среди исследователей заметны серьезные разногласия по поводу того, какое содержание оказывается наиболее привлекательным для детей. Одни полагают, что детей больше всего интересуют знакомые ситуации, другие - что более привлекательны,

напротив, Обе точки зрения находят подтверждение. Исследование "Что дети любят читать?", опубликованное в журнале "Новое общество"29, доказывает, что и те и другие читательские предпочтения больше всего зависят от пола. На втором месте среди причин, детерминирующих читательский интерес, находится возраст, а происхождение, с которым многие исследователи связывали читательские вкусы детей, вообще не играет роли. Правда, признает автор, по последнему пункту полученные им данные не позволяют судить, усваивают ли дети, выбирая те или иные книги, ценности родителей или реагируют на ожидания учителей. Практический вывод, следующий из этого, состоит в том, что поскольку ребенок находится также под влиянием читательских вкусов сверстников, учитель стоит перед дилеммой: поощрять этот интерес или его игнорировать? Однозначный ответ на этот вопрос, судя по публикациям, до сих пор не найден. Изучив читательские навыки и поведение 1477 учащихся начальной школы в Северной Калифорнии, А.Б. Соренсен и М.Т. Халлинан показали, что маленькие гомогенные группы, сформированные из учащихся с равными читательскими возможностями, добиваются успехов в области чтения скорее, чем большие и разнородные группы. Дж.Р. Кирби и В.Р. Тиздал специально рассматривают содержание текстов и отношение к ним детей. Одной из особенностей детского восприятия печатного слова оказывается то, что дети часто не предполагают, будто в тексте возможны ошибки. Проведя эксперимент среди ста учащихся 3 и 4 классов, которые мало читают, эти исследователи обнаружили, что использование контекста на уровне предложения является единственной мерой, различающей "хороших" и "плохих" читателей.

Особого внимания заслужили школьные учебники, причем во всех статьях, посвященных этому и содержащихся в упомянутой базе данных, подобные исследования концентрируются на половой дифференциации читателей и характере мужских и женских образов. В 70-е годы анализу подвергались, например, иллюстрации в 4 учебниках для чтения в начальных классах в Восточной и в 15 учебниках для тех же классов в Западной Германии. Оказалось, что в последнем случае в учебниках явно больше половых стереотипов в материалах, предназначенных для детей, что трактуется как явление, не вполне адекватное потребностям модернизации общества.

Дж. Доунинг и Д. Томсон проверяли гипотезу, согласно которой и взрослые, и дети считают чтение в основном женским занятием. В их эксперименте 180 взрослых, 137 студентов, 120 старшеклассников и несколько десятков других школьников разных классов рассматривали картинки, на которых люди, чей пол трудно было определить, изображены за разными занятиями, а на одной из картинок - за чтением. Большинство информантов, за исключением первоклассников, говорили, что читает девочка. Это подтвердило гипотезу и дало основание авторам утверждать, что культурные ожидания облегчают обучение девочек чтению, но затрудняют обучение мальчиков. В этом ключе же изучается и содержание текстов, предназначенных детям и описывающих типичные и нетипичные для мужчин и женщин профессиональные занятия. С. Кнелл и Д.А. Винер показывают, что сравнение полученных ими данных с результатами аналогичного исследования образов мужчин и женщин в детской литературе, проведенного в 1972 г., обнаруживает: различия еще существуют и главным образом касаются диапазона ролей, приписанных каждому полу. В то же время эти различия не столь явны, как двадцать лет назад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Ораторское искусство
Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенн ...

Отношение Флоренского к иконописи на основе «Иконостаса»
Сосредоточившись на собственно искусствоведческом аспекте, мы рискуем потерять самое главное: понимание того, что хотел нам сказать автор о внутренней, сокровенной стороне иконы, ее онтологическом статусе. Собственно, оставшись вне этого ...

Иудаизм – национальная религия евреев: общая характеристика
Иудаизм – первая монотеистическая религия, основанная на вере в единого бога – Яхва, в богоизбранность народа Израиля. Как религиозное учение иудаизм сформировался в первом тысячелетии до н. э. среди еврейского населения Палестины. На поч ...