Чтение лиц разного возраста

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение лиц разного возраста

Страница 3

Еще одним аспектом, освещаемым в значительной части статей и весьма актуальным для отечественных читателей, является соотношение чтения книг и потребления средств массовой информации. Дж.В.Бинтжис и Т.Х. Ван дер Ворт, проведя специальный эксперимент (они предъявляли две равноценные истории, обе в теле- и печатном вариантах), сравнивают обучение учеников 4 и 6 классов по телевизору и с помощью печатных источников. Эти исследователи получили весьма противоречивые данные, свидетельствующие о неодинаковом влиянии печатного слова и видеоряда на мальчиков и девочек, на регулярных читателей и нечитателей, на всех испытуемых сразу после потребления информации и через несколько дней. Это в целом говорит о чрезвычайно сложных взаимоотношениях между телевидением (видеопродукцией) и чтением. Изучение значения газет для молодых взрослых провели К.Дж. Барнхерст и Е. Вартелла. Они основывались на автобиографических данных, полученных от 164 студентов. Результаты показывают, что к газетам студенты обращаются только если привыкли к ним с детства, в течение школьных лет, когда жили с родителями, и в принципе становятся регулярными читателями лишь случайно. Хотя студенты знают, что это важный источник информации, они воспринимают чтение газет скорее как ритуал и считают факты, отраженные в них, скучными и не связанными с их жизнью.

Впрочем, в разных странах ситуация с читательской активностью молодых неодинакова. В Нидерландах, например, отмечается рост интереса к чтению художественной литературы среди молодых покупателей. А во Франции чтение вовсе не сделалось любимым занятием студентов, которые в среднем читают ежедневно по 40 мин. Помимо конспектов и газет они читают одну-две книги в месяц. И оцениваются произведения ими в первую очередь с точки зрения "полезности" для учебы. Замечено, что чем толще книга, тем меньше у нее шансов быть прочитанной французскими студентами. Романы практически обречены: их читают лишь 23% опрошенных. Это объясняется тем, что такое чтение требует сосредоточенности, а подобное усилие над собой не каждому под силу. Отсюда - каждый второй студент не может назвать автора "Трех мушкетеров", а каждый третий не видит никакой связи между романами "Жерминаль" и Эмилем Золя. Читать они предпочитают современных авторов. Среди опрошенных 9% заявили, что выберут книгу, если выдастся свободный вечер; остальные предпочитают проводить вечера с друзьями, слушать музыку или смотреть телевизор. А 3% студентов признали, что "не читают ничего и никогда" В чтении детей и подростков России в течение последних десяти лет произошли существенные сдвиги, связанные с отменой единых программ по литературе и чтению и изменениями книгоиздательского репертуара. Из круга чтения детей и подростков почти исчезли книги о войне, о революции. На первом месте в начале 90-х годов у мальчиков - научная фантастика, у девочек "романы из взрослой жизни". Это, по мнению Л.П. Михайловой, вполне сопоставимо с данными исследования 1925-1926 гг., проведенного отделом детского чтения Института методов внешкольной работы, но мало напоминает круг детского чтения 70-80-х годов. На втором месте у всех опрошенных стоит приключенческая литература.

В чтении девочек-подростков героиню-активистку (например, Динку В. Осеевой) сменяет образ "настоящей женщины". Вообще у этой возрастной группы девочек в круге свободного чтения не было зафиксировано ни одной книги детского репертуара.

Это - одна из глобальных тенденций. Не случайно в публичных библиотеках европейских стран если и выделяют особые собрания книг для подростков, то называют их отделами для "молодых взрослых".6. Любители отдельных жанров Предваряя здесь обсуждение литературных пристрастий читателей, отметим, что на протяжении советского периода нашей истории существовали целые жанры, которые вели как бы полуподпольное существование. Чтение таких произведений считалось непрестижным, данные о нем не попадали в отчеты об исследованиях или искажались. Речь идет о детективах и фантастике, и здесь будет затронут лишь один из аспектов читательского внимания к ним, а именно дифференциация читателей, отражающая их политические взгляды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Структура культуры
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупно ...

Проблемы развития корпоративной культуры в современной России
Феномен корпоративной культуры является результатом взаимовлияния и взаимодействия феноменов культуры и корпорации - организации. Культура - это ядро концепций многих наук. Сам термин «культура» (cultura) - латинского происхождения и перв ...

Здание Кнессета. Монастырь Креста
Здание кнессета расположено на возвышенности Гиват Рам. Кнессет начал работу в этом здании в 1966 г. Архитектура здания сочетает элементы классицизма и модернизма (архитектор Кларвин), для него характерны стройность и легкость архитектурн ...