Чтение лиц разного возраста

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение лиц разного возраста

Страница 5

Отсутствие очевидной связи между группами читателей, объединенных по признакам их литературных предпочтений, и уровня активности чтения с социально-демографическими их характеристиками дает законные основания В. Дубину и Л. Гудкову говорить о размывании все 90-е годы статусно-иерархической структуры читательской аудитории. А это означает, что снятие идеологических ограничений на печатную продукцию, изменения в образе жизни людей лишают художественное слово и чтение их особого статуса в нашей стране.

Заключая размышления о- книге по библиотечному маркетингу, отметим, что далеко не все в ней бесспорно. На наш взгляд, не приемлемы советы библиотекам покупать у компании, оптом и продавать в розницу фрукты или совместно с аукционной фирмой проводить оценку старинных вещей. При таком подходе меркантильные интересы рано или поздно заслонят содержательную сторону библиотечной деятельности.

Строгого библиотековеда, скорее всего, не удовлетворят авторская терминология и применяемая им классификация методов маркетинга. За пределами издания остался вопрос, мучающий не одно поколение библиотекарей разных стран, - как совместить приоритет потребностей пользователя с высокими просветительскими задачами, отбором и оценкой "хороших" изданий, "социально полезных мероприятий", зафиксированных "Биллем о библиотечных правах"13.

Отдельные рекомендации (например, о взаимоотношениях с частными компаниями и владельцами магазинчиков), возможно, покажутся нам непривычными или просто невыполнимыми в сегодняшней социально-культурной ситуации. Различия в менталитете, уровне общественного сознания, культурных традициях, наконец, финансовых возможностях не позволяют говорить о прямом заимствовании опыта американских библиотек. Но в этом и нет необходимости.

Переосмысливая классическую теорию маркетинга с позиций библиотековеда, Либергер вскрывает корни многих застарелых болезней: узкое толкование предназначения библиотеки, оторванность от других социальных институтов, отсутствие гибкости и деловой хватки в решении будничных вопросов обслуживания. Большинство положении книги прагматично, но этот прагматизм во благо пользователя, а не во вред ему, ибо защищается не только читательский кошелек, но и право человека получить от библиотеки все, что она реально может дать. Работу Б. Либергера, сочетающую трезвый расчет с гуманистическим подходом, можно оценить как концепцию здравого смысла, новый взгляд на библиотечную реальность, освоить который предстоит всем нам.

Поскольку эта ситуация, характерна для самых разных государств, то причины следует искать не в экономическом и

социальном укладах жизни, а в психофизиологических различиях' между мужчинами и женщинами; Восприятие теми и другими, слова -звучащего или написанного - далеко не тождественно.;

Несходство в отношении к слову проявляется в разговорчивости женщин. Известна их любовь к эпистолярному жанру: они составляют большинство среди авторов писем в газеты и на радио. Среди девочек-подростков широко распространен своеобразный самиздат (стихи, песни и другие тексты). Юноши же равнодушны к этому, если их что и привлечет, то скорее картинки, фотографии. Женщинам более свойственно стремление к общению вдвоем, тогда как мужчины охотнее собираются группами. А ведь чтение как раз и есть речевое общение, "вдвоем", хотя и опосредованное печатным текстом.

Важные сведения общепсихологического характера и имеющаяся статистика позволяют предположить наличие специфики чтения и читательского поведения мужчин и женщин. Однако для проверки и возможного уточнения предположений, а также определения общего и особенного необходимо специальное исследование. Базу для него составили данные опроса взрослого населения РФ, организованного Научно-исследовательским институтом книги на основе выборки Госкомстата (1991).

Среди прочих были заданы вопросы о соотношении чтения книг и периодики, времени на чтение книг, условиях, в которых оно осуществляется, иерархии предпочитаемых жанров и др. Они помогли собрать сведения об особенностях женского чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов
Несмотря на то, что в отношениях со своими соседями – древнейшими цивилизациями, такими как Китай, Индия или Тибет, Монголия всегда считалась скорее реципиентом культуры, нежели ее донором, монгольская культура сама по себе обширна и само ...

Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах
Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церко ...

Храмовая культура
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях ...