Чтение лиц разного возраста

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение лиц разного возраста

Страница 6

Даже при беглом взгляде на читающих в общественных местах, транспорте, библиотеке заметно, что женщины читают преимущественно книги, а мужчины - газеты. Так ли это в действительности или нас подводит сформировавшаяся установка?

В исследовании НИИ книги разграничено время на чтение книг и периодических изданий. Поэтому удалось установить, что мужчины в 1,2 раза меньше женщин обращаются к художественной литературе, зато газеты, журналы читают охотнее последних и дома, и на работе, и в библиотеке. Несколько меньше число женщин и среди тех, кто читает до одной книги в месяц, но их больше в той группе, которая читает интенсивнее. Среднее число книг, прочитанных женщинами и мужчинами за один и тот же месяц, составило соответственно 0,6 и 0,4. На вопрос о том, сколько времени удалось им уделить чтению книг в день, предшествовавший опросу, женщины втрое реже мужчин называли меньшую цифру. Значительная же часть мужчин вообще затруднилась дать ответ.

Конечно, самооценка затрат времени на чтение книг не всегда достаточно объективна. Точность данных обеспечивает лишь специальный хронометраж или дневник бюджета времени. Однако и те материалы, которыми мы располагаем, свидетельствуют о большей привычке женщин читать, книги, а мужнин — периодические издания.

В таком разграничении просматривается- и неидентичность мотивов чтения мужчин и женщин. Этот чрезвычайно сложный вопрос заслуживает отдельного анализа, поэтому рассмотрим его в общих чертах.

Выявляя буквально по крупицам особенности мужского и женского чтения, рассыпанные по страницам научных публикаций, и опираясь на результаты исследований НИИ книги, мы пришли к следующим выводам. Участники самых разных опросов среди причин обращения к книге называют, как правило, две - дело и развлечение. При этом деловые мотивы ближе мужчинам, женщины же чаще связывают чтение с удовольствием. Для них характерны скорее гедонистические устремления, а для мужчин - прагматические. Результаты зарубежных исследователей в целом совпадают с нашими. Логично заключить, что женщин привлекают нетленные ценности, каковыми являются лучшие образцы литературы всех времен и народов, а мужчины охотнее читают материалы на злобу дня.

В связи с этим обращает на себя внимание типология чтения, разработанная А.С. Павловой на основе соотношения интереса и деловых мотивов. Так, рационально-женскому типу присущ интерес к историческим произведениям, искусству, поэзии, русской классике, языкознанию и литературоведению, что сочетается иногда с деловыми мотивами. Рационально-мужской отличают деловые мотивы в отношении всех литературно-художественных жанров, а показатель интереса к тематике ниже средневыборочного. В силу своей многофункциональности любое произведение может удовлетворять разнообразные потребности: информационные, эстетические, рекреационные, познавательные и др. Поскольку все больше познавательной информации звучит по радио и с экранов телевизоров, то применительно к этой функции у чтения существуют серьезные конкуренты. Но нельзя не учитывать, что оперативные материалы из периодических изданий; других источников массовой информации выполняют и особую коммуникативную функцию. Они способствуют удовлетворению читательских стремлений к отождествлению себя с другими людьми, также знакомыми с этой информацией.

Книги же (кроме учебников) эффективнее выполняют функцию выделения читателя из группы6. Мужчины-коллективисты по духу, отсюда, наверное их тяга к чтению газет и журналов. Женщины, гораздо больше склонные выделяться из какой-то группы, выбирают для чтения книгу, проявляя индивидуальность. Конечно, такое разделение весьма условно'.

Различия между женщинами -и мужчинами в чтении книг не: сводятся только к количественному соотношению прочитанного. Они касаются прежде всего видов печатной продукции (художественная литература, справочники и т. п.). И у нас, и за рубежом женщин заметно больше интересует изящная словесность. В чтении мужчин художественная литература хотя и опережает деловые и справочные издания, но не намного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Античная культура
Античная культура представляет собой единство двух культур древнегреческой и древнеримской. В ней выделяют три основных периода архаики (VII - VI вв. до н.э.), классики (V - IV вв. до н.э.) и эллинизма (III в. до н.э. - IV в. н.э.). Если ...

Виды и формы отдыха и развлечений
Отдых - это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение фун ...

Понятие и значимость корпоративной культуры в организации
В общем понимании культура в организации выступает как некий "фундамент", "каркас", который направляет и регулирует деятельность, а также поведение каждого работника и организации в целом посредством соблюдения законов ...