Чтение в бюджете свободного времени

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение в бюджете свободного времени

Страница 1

Судьбы чтения в современную эпоху во многом определяется широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации (СМК)-радио, телевидения. Не затрагивая сложных проблем функциональной специфики каждого из коммуникационных каналов, остановимся лишь на той сфере, где всё они встречаются и так или иначе взаимодействуют друг с другом,- свободном времени. Поскольку его объем подвержен лишь небольшим изменениями, то рост временных затрат на один вид досуговой деятельности ведёт к уменьшению времени, затрачиваемого на другие.

Сопоставление времени, уделяемого чтению и просмотру телепередач, говорит о том, что проблема «книга-телевизор» решается в пользу последнего. Так, в небольших городах к числу ежедневных читателей книг можно было отнести 21% опрошенных, к ежедневным телезрителям. Среди сельских читателей РСФСР, смотревших накануне опроса телепередачи в течение 2ч, оказалось 43%, среди читавших что-либо столько же времени -лишь 13%.

По данным исследований свободного времени в Ленинграде (70-е гг.), доля регулярно смотрящих телепередачи в пять раз выше доли регулярно читающих. Было выявлено, что 65,1% свободного времени городские жители проводят у телевизора.

По данным обследований ЦСУ РСФСР при резком росте временных затрат на радио и телевидение наблюдается небольшое снижение объема времени, затрачиваемого на чтение.

Таблица 1

Коммуникативная деятельность рабочих и служащих промышленности РСФСР (на человека в часах за неделю)

Годы

Виды досуга

Мужчины

Женщины

1963

1977

1980

1963

1977

1980

Посещение кино, теат-ров, кон-цертов, спортивных и других зрелищ.

1,2

1,5

1,9

1,0

1,5

2,1

Просмотр телепередач и слушание радио

6,1

14,9

15,4

3,2

9,4

9,7

Чтение

5,2

6,2

6,1

2,1

2,8

2,7

Данные исследований в Таганроге показывают, что влияние средств массовой коммуникации затронуло не все группы- у одних время на чтение продолжает расти, у других- существенно сокращается.

Таблица 2

Коммуникативная деятельность трудящихся Таганрога (на человека, в часах и минутах за неделю)

Годы

Виды досуга

Все работающие

Рабочие

Служащие

мужчины

женщины

мужчины

Женщины

Мужчины

женщины

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

1968

1978

Чтение

5-45

6-05

3-30

2-50

5-45

5-15

3-15

2-10

5-50

7-50

4-30

4-00

Просмотр телепередач и слушание радио

7-30

12-35

4-50

9-00

7-55

12-30

4-30

9-10

6-00

12-40

5-45

8-50

Посещение кино, театров

1-00

1-10

1-10

1-00

1-00

1-05

1-10

0-35

1-00

1-20

1-25

1-30

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие и принципы корпоративной культуры
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, пр ...

Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог: 1. потребность в общении 2. потребность в познании 3. потребность найти свои нац. Корни 4. потребность найти образец для подражания. 5. потребность в творчестве. Структура культурной идентифи ...

Рыцарская культура
Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, ...