Динамика состояния чтения в современном обществе

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Динамика состояния чтения в современном обществе

Страница 2

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволяет понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкциях к лекарству, трудно освоить работу на компьютере, разобраться в инструкциях к бытовым электроприборам, что нередко ведет к неправильному их использованию, порче, а иногда и к бытовым травмам. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Когда цена полуграмотности стала осознаваться в странах Запада, она получила общественное звучание, статус общегосударственной проблемы.

В современных условиях, когда особенностями реального развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Только читающая страна может занимать лидирующие места в мировой культуре, экономике, политике, науке и искусстве. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависят от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации, непрерывному самообразованию.

Таким образом, отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня должно измениться и приобрести для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение. Уже более двадцати лет развитые страны применяют меры по решению этой проблемы, затрагивающей широкие слои населения и касающейся практически всех сфер жизни.

К сожалению, несмотря на то, что в России по сравнению с предыдущими десятилетиями наблюдается беспрецедентная ситуация кардинального изменения чтения в России, она не вошла пока в ряд общегосударственных проблем, и над ее решением пока бьются лишь библиотекари, педагоги, да и наиболее просвещенная общественность. Возможно, ситуация не столь печальна, как за рубежом, а происходящие изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения. Чтобы понять складывающиеся тенденции, осознать происходящие процессы, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте, увидеть его целостно как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп.

При рассмотрении этих вопросов обратимся к некоторым результатам прикладного исследования «Бурятия читающая», проведенного по заказу Национальной библиотеки. Первый этап работы был осуществлен в октябре 2004 г., второй-с соблюдением инструментария исследования в марте 2005 г.

Один из наиболее надежных показателей читательской активности является время, отводимое чтению. Со второй половины 80-х годов начинается снижение и значения, и продолжительности досуга вследствие интенсификации труда, увеличение общей трудовой нагрузки, ряда других изменений, происходящих в обществе. Высокий уровень конкуренции, неадекватно низкая заработная плата специалистов во многих общественных сферах, необходимость в связи с этим быть занятым на нескольких работах оставляют не так много времени на досуговые занятия. В связи с этим особую значимость приобретают организация и проведение досуга населения. Результаты исследования населения г. Улан-Удэ, проведенного по заказу Министерства культуры Республики Бурятия, обозначали, что чтение периодики и художественной литературы значительно сместились с первых позиций, хотя и входят в десятку лидеров в ежедневных занятиях горожан.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Роль фантазии, воображения в процессе творчества
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного тра ...

Культура России накануне вступления Петра на престол
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных о ...

Регулятивная и оценочная функции культуры
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком общении он может быть со ...