Истоки и основания культуры Ренессанса
Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого времени. Мы уже отмечали, что истоки Возрождения можно найти в греческой и римской античности, но уже в культуре средних веков столкнулись христианские и языческие, античные тенденции. Их взаимодействие, продолжавшееся почти тысячелетие, разрешилось возвращением к античности в новом качестве.
Основа ренессансного переворота — переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными” интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовало для своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой, гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию. Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда же появились университеты. Все это пробило брешь в теологическом мышлении и возродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но на мировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им по духу и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики, или те, “у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство” [121, т. 3, с. 21], их легендарные или реальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир — на излете эпохи. В это же время обострилось восприятие противостояния гения и злодея, начались поиски смысла бытия человека, живущего не в созданном фантазией художника мире, а в реальной действительности. Выбор личности понимался совершенно конкретно: либо стремление к гармонии и богоподобию, либо злодейство. Серьезное значение приобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе. “На этом пути формируется человек, всеми своими достижениями обязанный только самому себе. Критерием же того, что он правильно распорядился своими внутренними ресурсами . оказывается успех внешней деятельности” [157, с. 13].
Среди истоков и предпосылок становления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх, объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал свою власть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городским населением, устанавливало республику, как, например, во Флоренции. Это освобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировались торгово-купеческие капиталы.
“Речь идет не о внезапном появлении неких готовых буржуазных отношений, за которыми механически должно следовать Возрождение и новая, раннебуржуазная идеология — гуманизм. Истоки его — в наиболее раннем процессе ослабления феодальной экономики и феодальной идеологии, обусловленной всей предыдущей историей страны. Возрождение — это сложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма — экономических, политических, культурно-идеологических” [290, с. 16].
Другие статьи:
История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголи ...
Заступница земли русской
О
браз Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная ...
Развитие просвещения и печати
Особое место в системе народного образования в Центральной Азии суждено было знать русско–туземным школам.
Грамотность среди народов Центральной Азии даже к концу XIX века было чрезвычайно низко: Для того чтобы найти человека, умеющего п ...
Разделы