Характеристика гжельской местности

Информация » Проблема создания и формирования фирменного музея "Гжель" » Характеристика гжельской местности

Страница 1

Гжель - один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.

Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами [1, c.43].

Если ехать на электричке от Москвы, то можно видеть как дорога то и дело ныряет в лес, вьется, неоднократно пересекая идущее рядом Егорьевское шоссе.

Густые, порой кажущиеся непроходимыми заросли, заставляют вспомнить, что вот так же, по густому лесу ехал в Золотую Орду шесть с лишним веков назад князь Иван Данилович Калита. Это благодаря ему Гжель впервые попадает в официальный документ - "духовную грамоту".

Гжель, по более поздним описаниям XVII века, занимала обширное лесное пространство в верховьях речки Гжелки и ее притока Дорки. На каменистой и глинистой почве изобиловали топкие болота. За Гжелью начиналась подмосковная тайга, с редким населением, которое в основном занималось охотой и бортничеством. По всей видимости таковы же были занятия и у первых гжельских жителей.

В числе других дворцовых волостей Гжель из поколения в поколение передавалась членам великокняжеской семьи. После Ивана Калиты она принадлежала его сыну Ивану Красному, затем Дмитрию Ивановичу Донскому, его сыну-Василию I, затем вдове Василия княгине Софье Витовтовне. Вряд ли эта волость имела большое хозяйственное значение. Но зато во время эпидемии чумы в 1426 г., когда "мор был велик в градах русских", внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич укрылся от "заразы" в глухих гжельских лесах, принадлежавших его матери.

Софья Витовтовна в 1453 г. завещала Гжель своему внуку Юрию Васильевичу, и только в 1472 г. в его завещании впервые говорится о том, что он передает своей матери княгине "Гжелю со всеми деревнями", а в 1519 г. названы в писцовых книгах "Гжель, да во Гжели дворцовое село Гжель".

Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей [9, c. 55-57].

Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.

Согласно Экономическим примечаниям 1760 гг., в селе Гжель насчитывались 72 двора, 248 жителей мужского и 214 женского пола. В целом по волости землепашеством занималось мало жителей, из 14,4 тысячи десятин земли под усадьбами и пашней было занято только 6 процентов, почти столько же, сколько под неудобьями, зато покосы занимали 26 процентов, а леса - 60 процентов всей земельной площади. В Экономических примечаниях говорилось: "Земля пашенная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной. Крестьяне на оброке. Промышляют деланием разных сортов посуды и сервизов, которые отпускаются в разные города сухим и водяным путем".

Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека - вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами [11, c. 15-17].

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Традиционная и современная культуры
Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это (в самом первом приближении) обществ ...

Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художеств ...

Что такое музей. Виды музеев
Музеи (от греч. museion - храм муз) - учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность - произведений искусства, письменных источников, рукописных и печа ...