История развития музейного дела на Руси и в мире

Информация » Проблема создания и формирования фирменного музея "Гжель" » История развития музейного дела на Руси и в мире

Страница 1

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства - галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес - что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16-18 вв. - кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах - сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18-19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, сохранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры - документальных свидетельств, необходимых, с одной стороны, для исследования процессов, явлений, фактов исторического развития природы и общества, с другой - для пропаганды научных знаний, удовлетворения познавательных, культурных, эстетических, потребностей общества [14, c. 45-47].

История музеев нашей страны восходит к эпохе феодализма (XVI-XVII вв.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление
Сам по себе постмодернизм — явление неопределенное, размытое, с неясными мировоззренческими установками, с плохо просматриваемыми сюжетными линиями и другими подобными характеристиками. Его нередко отождествляют с авангардизмом, даже неоа ...

Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине. Подготовленные ленты пер ...

Стиль Роберта Стерна. Творческий почерк Стерна
Более серьезен и традиционен Стерн при проектировании коттеджей для субурбий (предместий американских городов), где миллионы семей воплотили в жизнь американскую мечту о собственном доме. Сбылось пророческое предсказание Френка Ллойда Рай ...