История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.
Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.
Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства - галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.
Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес - что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.
В популярных дворцовых собраниях 16-18 вв. - кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах - сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18-19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.
Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.
Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, сохранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры - документальных свидетельств, необходимых, с одной стороны, для исследования процессов, явлений, фактов исторического развития природы и общества, с другой - для пропаганды научных знаний, удовлетворения познавательных, культурных, эстетических, потребностей общества [14, c. 45-47].
История музеев нашей страны восходит к эпохе феодализма (XVI-XVII вв.).
Другие статьи:
Лаборатория естественного движения
Танцами Пина Бауш занялась в пять лет: попала на просмотр в балетную студию и попробовала сделать то, что требовали от более старших – лежа на животе, прогнуться и коснуться носками головы. Она сделала это легко, и преподавательница похва ...
Мезолит
В среднем каменном веке, мезолите (8–5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается к северу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолит ...
Общественно-историческая школа
Итак, какие же направления и школы существуют в культурологии? Безусловно, следует иметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часто размыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своих пр ...
Разделы