Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Информация » Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе » Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:

- при изучении теоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия – как направление мышления на самого себя.

- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы).

- при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения «я» и «не я», умение «вписываться», умение координировать свое автономное действие с действиями других людей.

Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.

Он подчинил единство двух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие – продукт исторического развития. Наследственные задатки – только предпосылки развития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняется отношение к ней. [8]

На основе его научных трудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из них деятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:

- Процесса общения со взрослым,

- Активность самого человека,

- Адекватная деятельность.

Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функция является результатом перехода первоначальных практических «высших» человеческих форм деятельности.

Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, как деятельность, специально организованная и управляемая.

Изучение мотивов становления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Она обобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека). она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию в взаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, как обращение его субъектом собственной деятельности.

Личность (по Бажович) – высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того, чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека. [11]

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Каковы этапы формирования древней культуры
Обращаясь к изучению мировой культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. По ...

Развитие литературы и фольклора в Древней Руси
Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин перво ...

Хронология Каменного века
Любопытно, что мы практически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единой композиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где по предположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней ме ...