Проблема лидерства в художественных коллективах

Информация » Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе » Проблема лидерства в художественных коллективах

Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.

Лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.

Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, в следствии чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона.

Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.

Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.

Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить на самотек.

Лишь применение современных методик позволит руководителю художественного коллектива найти наиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.

Если рассматривать проблему лидерства обособленно от коллектива, то можно сказать, что лидер сам по себе одинок, у него нет поддержки в коллективе, а значит любая маленькая неудача приведет его либо к агрессии, либо к пассивному отношению к своим достижениям и в итоге к разрушению личности.[8]

Другие статьи:

Как развивалась античная философия
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII—начале VI столетий до н. э., философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. до н. э., оставала ...

Культурный ландшафт провинции
Российское пространство чрезвычайно централизовано, моноцентрично и поляризовано; единственный центр доминирует и все пространство зависит от него и ему подчинено. Дело не только и не столько в статусе территорий – весь рисунок культурног ...

Функции социально-культурной деятельности
Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими института ...