Проблема лидерства в художественных коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.
Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.
Лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.
Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, в следствии чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона.
Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.
Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.
Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.
Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить на самотек.
Лишь применение современных методик позволит руководителю художественного коллектива найти наиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.
Если рассматривать проблему лидерства обособленно от коллектива, то можно сказать, что лидер сам по себе одинок, у него нет поддержки в коллективе, а значит любая маленькая неудача приведет его либо к агрессии, либо к пассивному отношению к своим достижениям и в итоге к разрушению личности.[8]
Другие статьи:
Полномасштабная
реставрация
Никитской обители началась лишь в 1999 году, когда его наместником стал архимандрит Димитрий (Храмцов). В миру архимандрит Димитрий был строителем (окончил сначала ремесленное училище по специальности плотника, а затем строительный инстит ...
Обычаи, обряды, верования
Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса (крупнейшего скифского философа.— К. Ч.} и потом Скил ...
Роль женщины и мужчины в японской семье
Японская женщина живет в обществе, в котором внешне доминирует мужчина. Но создать сердцевину общества помогла она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство ...
Разделы