Процессы происхождения культуры

Информация » Проблемы культурологи как научной дисциплины » Процессы происхождения культуры

Страница 1

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл "образование", "воспитание" (например, немецкое Bildung).

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура за несколько столетий. В современных европейских языках можно выделить, если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, четыре основных смысла слова «культура»:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.; пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики.

Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.

«Рождение культурологи как науки»

Культурология – новое междисциплинарное направление социальных и гуманитарных исследований. Она относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта. Сегодня изучается в большинстве вузов страны.

Толчком к возникновению культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.

Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений.

Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного, романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.

Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975 гг.). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе социально-гуманитарных наук. Своими корнями культурология уходит в антропологию, этнологию, социологию, лингвистику, семиотику, психологию и др.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Детали женского костюма
Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси XVII в. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женс ...

Памятник императрице Екатерине II
Сооружение памятника было приурочено к столетнему юбилею переселения на Кубань казаков Черноморского войска. И сам он должен был стать по мысли замечательного русского скульптора Михаила Осиповича Микешина: «…наглядной историей Кубанского ...

Экспрессионизм
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в групп ...