Процессы происхождения культуры

Информация » Проблемы культурологи как научной дисциплины » Процессы происхождения культуры

Страница 2

Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны: от простого противопоставления природе до определения культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих».

«Выявление и обсуждение основных направлений культурологии»

В современном культурологическом знании выделяются несколько ведущих направлений, каждое из которых занимается исследованием проблем культуры, опираясь на собственную методологическую базу. В настоящее время многие философы, филологи, социологи и представители других гуманитарных наук сближаются в своих работах с позициями культурологии, потому что проблема человека стала ведущей в ХХ столетии, а культура превратилась в эпицентр бытия современного человека. Различия между направлениями в культурологии лежат не только в области того, как понимать культуру, но и связаны с проблемами ее зарождения, функционирования, развития, с оценкой роли и места культуры в духовной и практической жизни человека. И, наверное, одним из самых интересных является вопрос о дальнейших судьбах культуры. Несмотря на существенную роль традиций, сохраняющих культуру в ее неизменной специфичности, она по своей природе – весьма динамична. В ее развитии можно выделить несколько типов формирования и изменения:

1. Психоаналитический. Основы этой школы заложил австрийский психиатр, психолог и философ Зигмунд Фрейд. Он считал, что культура имеет в жизни человека не только положительное, но и отрицательное значение. С одной стороны, она сдерживает человеческие инстинкты, благодаря чему делает нашу жизнь безопасной и более уравновешенной, ибо полная отдача во власть человеческого бессознания имеет разрушительное начало. Но, с другой стороны, культура подавляет в человеке многие творческие задатки, обедняя его и создавая тем самым “среднего человека”.

2. Формационный. Обсуждается движение истории, смена общественно-экономических явлений, за которыми культура идет следом, подстраиваясь и обслуживая те или иные общественные и экономические отношения. Таким образом, реализуется главный постулат марксизма о примате бытия над сознанием.

3. “Философии жизни”. Здесь рассматривается мнение о культуре, которая проходит этапы становления как живой организм. Это стадия рождения, наиболее яркий момент своей «жизни»- кульминационный пик своего развития и свою смерть. Причем этап, когда культура прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, является ни чем иным, как цивилизацией.

4. Социологический. Представляется история человечества как смена целостных социокультурных сверхобщностей, внутренне связанных определенным единством ценностей и значений. Кризис современной культуры связан с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму.

5. Символический. Самое молодое направление в культурологии, появление которого связано с усилением знаковой стороны культуры. Человек творит вокруг себя мир, но это творчество становится все более и более символическим. Культура теряет непосредственную связь с предметами, образуя знаково-символическую систему.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Китайский театр как воплощение народной музыкальной культуры средневековья
Европейцев, посещавших Китай в XIX веке, привлекал и одновременно поражал уникальный вид народного искусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акробатику. В представлениях почти не использовался реквизит, но актеры были одеты в вели ...

Экспрессионизм
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в групп ...

Русский авангард его цели и устремления
Русский авангард 1910 - 1920-х годов отныне и навеки мы называем “Классический русский авангард”. После “Классического авангарда” наступила эра выжженной земли, она закончилась со смертью Сталина. Второй русский авангард существовал 30 ле ...