Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия
Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.
С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности - на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.
Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.
Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ. В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции.
Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве. Ее суть можно изложить следующим образом:
1. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).
2. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием( достоянием ) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) ( п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.).
3. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории.
Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества» применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов.
В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.
Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.
Другие статьи:
Молодость под знаком импрессионизма
В мастерской Глейра Ренуар заводит дружбу с начинающими художниками: Клодом Монс (1840-1926), Фредериком Бази-лем (1841-1870) и Альфредом Сислеем (1839-1899).
Друзья отвергают каноны классической живописи и восторгаются работами Делакруа ...
Кубизм
Живопись модернистов вслед за литературой, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества: начиная с законченной работы, и пост ...
Вилла Дженини
Дом в Бреганзоне, построенный в 1988 отличается от других своими экзотически сложными формами. Дом, напоминающий в плане наконечник стрелы, стоит на пологом склоне у перекрестка 2-х дорог, к которому сбегает каменная лестница.
Весьма инт ...
Разделы