Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия

Информация » Проблемы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций » Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия

Страница 1

Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.

С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности - на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.

Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.

Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ. В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции.

Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве. Ее суть можно изложить следующим образом:

1. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).

2. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием( достоянием ) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) ( п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.).

3. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории.

Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества» применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов.

В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.

Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Сущность гуманизма эпохи Возрождения
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот период была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справе ...

Развитие просвещения и печати
Особое место в системе народного образования в Центральной Азии суждено было знать русско–туземным школам. Грамотность среди народов Центральной Азии даже к концу XIX века было чрезвычайно низко: Для того чтобы найти человека, умеющего п ...

Миссия и цели Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия
Санкт-Петербургский Международный центр сохранения культурного наследия был создан в 1994 году Институтом Консервации им. Гетти, Администрацией Санкт-Петербурга и Российской Академией наук. Центр был открыт в июне 1995 года госпожой Типпе ...