Гжель

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Гжель

Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел – подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие.

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся – не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерется со своей старухой; мальчик-поводырь ведет нищего.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, взяв за основу образцы дорогого фарфора. Стараниями гжельских мастеров статуэтки приобретали черты, простой глиняной игрушки. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны ближнего Востока. Учитывая вкусы покупателей, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого азиатского фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX-начале XX веков получило название агашка. Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок, и было предано забвению. Только в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой, искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрожденного промысла послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Н.И. Бессорабова не только создала ряд предметов нового ассортимента: кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы, но и обучила мастериц забытым приемам кистевой росписи.

Другие статьи:

История возникновения христианства и его общая характеристика
Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица три ...

Форма изложения материала
Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Необходимо ли категорически запретить всем читать текст, кроме докладов, где заключена коллективная мысль? Невольно возникает вопрос, а кто должен з ...

Искусство эпохи Неолита
Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 – 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за зах ...