Скопин

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Скопин

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной давно сложившегося здесь производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX –начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы: льва, птицу, шар, самовар – и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности фантастичность работ. Глиняные фигурки украшали процарапкой, штампиками, налепами и почетными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.

Один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых, вытягивая их по памяти, как обычно, на гончарном круге и дорабатывая детали от руки.

В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 1940-50-м годам. В следующие десятилетия предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, цирковые сценки.

Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и народного искусства.

Другие статьи:

Каковы особенности развития и распространения греческой культуры в эпоху эллинизма
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет собой эллинизм (323—30 гг. до н. э.). В это время культура эллинов (греков) распространилась по всей территории огромной державы Александра Македонского. Греческая культура всту ...

Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства
Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась над биологической, социальной, и требовала иных средств. Иск ...

Закон удовольствия
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает сл ...