Абашево

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Абашево

Большую популярность со второй половины 1970-х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и существует в деревне Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Она бывает двух типов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, дамы в шляпах – с вдавленными насечками и покрытые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляными красками и золотым или серебряным порошком (бронза, алюминий). Абашевская игрушка в более традиционных и примитивных формах была развита в начале XX в. Сохранились работы П. и Л. Зоткиных 1930-х годов с применением кукольных штампов для оттискивания лиц. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями, кроме насечек и дырочек, узором служат крупные налепные пуговицы, эполеты.

Часть фигурок окрашена несколькими яркими цветами. Например, красный козел с зеленой шеей и серебряной (алюминиевой) головой и бронзовыми рогами. Именно резкость и пестрота создают поразительную силу самоутверждения. Созданный Ларином Зоткиным тип декоративного изображения животных – козлов, быков, оленей, наделенных мощью, - затем сохраняется в творчестве других мастеров, работающих позднее, в частности в фигурах И.Л. Зюзикова. В игрушках последнего времени, во многом повторяющих типаж изделий 1930-х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Нередко их окрашивают сплошь одним цветом, причем излюбленный цвет – красный. Сохраненный современными мастерами тип абашевской игрушки 1930-х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы.

Другие статьи:

Система господствующих ценностей
Вторым структурным элементом организационной культуры выступает совокупность господствующих ценностей, которыми руководствуется менеджмент и большинство сотрудников при принятии управленческих решений. Ценности предопределяют характер цел ...

Философия Аристотеля
В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию ...

Основные методические принципы
В основе организации процесса обучения профессиональному мастерству должны лежать следующие методические принципы: - логическая преемственность и последовательность в изучении, как отдельных дисциплин, так и их циклов, составляющих основ ...