Хлудневские сопелки и гремотухи

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Хлудневские сопелки и гремотухи

Деревня Хлуднево стоит в логу, сразу не увидишь. Все в деревне Хлуднево из глины умели делать: кирпич для стройки, посуду в обиход, а «сопелки» да «гремотухи» - для ребят. Игрушечное дело считалось чисто женским ремеслом, и деньги, вырученные от продажи «сопелок», шли только на бабьи нужды, на покупку тканей или украшений.

«Работали игрушки круглый год, но больше всего на троицу. Бывало по тысяче, а то и по две наделывали. Ездили по деревням и тряпичники, скупали свистки по три копейки, меняли их на продукты, на материал. И сами по деревням носили свои игрушки, за сопелку яйцо давали, выменивали другие продукты» - вспоминают мастерицы.

Сохраняет хлудневская игрушка самое ценное свое качество, запечатленное в пластике, - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира. Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции Петушки, медведи, собаки, человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики –все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное плодоносное дерево, когда-то древо жизни. Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнездами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена в пластике древоподобной хлудневской куклы, прорастающей цветущими ветками с листьями, ягодами, плодами и птицами. Вместе с тем кукла правдоподобно передает конкретные детали местного народного костюма.

Мастерицы работают готовыми кисточками и красками. Акварель, яркие анилиновые красители для шерсти разводят на яйце и красят игрушки, используя традиционные цвета: зеленый, желтый, фиолетовый, малиновый. Раскрашивают обычно детали хохолки, крылья, хвостики петушкам, головные оборки и уборы – куклам; рога, уши, хвосты – животным. Основным цветом остается натуральный теплый фон глины с простым пятнистым узором. Однако в отделке и лепке игрушек происходят заметные изменения, особенно в последние годы.

Если раньше мастерицы «делали все сопелки да гремотухи», то есть настоящие игрушки, то теперь стали лепить большие деревья, высоких барынь, крупных петухов и «павлину» стали пробовать рассаживать фигурки рядом на скамейках. Начали вводить сплошную белую окраску, совершенно не свойственную для местной керамики, объясняя это стремлением скрыть дефекты обжига.

Другие статьи:

Общая характеристика постмодернизма
Термин «постмодернизм» был введен в искусствоведческую практику в начале 70-х годов 20 века и стал служить в дальнейшем для обозначения структурно схожих процессов в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. ...

Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы – это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимо ...

Европейский потмодернизм
Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных фо ...