Соотношение логического и интуитивного в творчестве.

Информация » Процесс творчества. Памятники культуры Древнего Рима » Соотношение логического и интуитивного в творчестве.

Страница 1

Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие: а) технические навыки, б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и в) вдохновение и связанная с ним импровизация.

Внимание и фантазию можно отнести к представлениям о способах достижения результата и, наконец, они являются обязательным условием появления или вызова вдохновения. К этому следует добавить, что внимание непременно подразумевает объект или действие (процесс), на котором оно сосредоточивается. Что касается третьего способа выполнения актерской задачи, таким объектом внимания является партнер, а точнее его реакции или взаимодействие с партнером. Или в жизни: объектом внимания является собеседник, мы следим за ним, появляются ли у него эмоции в связи со сказанным нами, понимает ли он нас; переспрашиваем, повторяем, ищем другие слова, рождаем все новые и новые интонации и их оттенки. То есть, реакция партнера – осмысление или ощущение ее, наша реакция, наша новая подача – новая реакция партнера и т.д. Именно этот процесс взаимодействия и является объектом внимания, и только этот процесс. Все остальное: от внешних явлений до посторонних, не относящихся к теме разговора, мыслей - отвлекает нас, рассеивает внимание.

Технические навыки это то, что поддается тренировке, доводится до автоматизма, потому что в противном случае они становятся объектом непроизвольного, а порой и произвольного, внимания и мешают выполнению задачи. В нашем случае к техническим относятся навыки сценической речи, сценического движения, игры на гитаре и пения.

Сценическая речь – это не только четкая дикция, но и правильное дыхание, и включенные работающие резонаторы. Что толку говорить, если собеседник тебя не понимает из-за нечеткого произношения? Как можно говорить, если собеседник тебя не слышит из-за неправильного дыхания и неработающих резонаторов? К тому же резонаторы еще и определяют тембры голоса. Но мы не будем переписывать учебник по сценической речи. Каждый, кому это необходимо, найдет способ тренировать свою речь.

Сценическое движение. Кто-то скажет: зачем сценическое движение актеру (или автору), пребывающему, как правило, в статическом положении? И ошибется. Потому что сцендвижение – это, прежде всего мышечная свобода. А наши мышечная и психическая свободы очень глубоко связаны. Мышечный зажим, он же психический, становится объектом непроизвольного внимания, порой к тому же на подсознательном уровне. Учебников по сцендвижению нет, эти навыки можно получить только от преподавателя.

Игра на гитаре. По этому поводу в кругах авторской песни всегда много разговоров, ответ на которые довольно прост: хорошая гитара – это та гитара, которая не становится там, где не надо, объектом внимания - и в плане фальши и в плане вычурности – ни для исполнителя, ни для партнера (зрителя). И здесь не будем более распространяться, потому что есть учебники, самоучители и учителя.

Пение. Здесь совершенно очевидно, что фальшивые звуки становятся ненужным объектом внимания, а фальшивого пения не выносят даже люди, не обладающие слухом. Но есть еще один вопрос: необходимы ли занятия вокалом? Он не так прост. Авторская песня все-таки искусство драматическое, а не музыкальное, красота и сила голоса в ней не самое главное. Знание сольфеджио не повредит, а резонаторы и дыхание могут быть поставлены и на занятиях сценречью. Да и в жизни разве мы требуем от собеседника поставленного голоса? Это все-таки из разряда "рояль в кустах" или "я не могу объясниться с тобой в любви без помощи оркестра (ансамбля)". Но общих рецептов не существует, зато существуют преподаватели.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы – это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимо ...

Содержание потребностей в эпоху Возрождения
В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм. В наше время гуманизмом обычно на ...

Культура первобытных племён на территории Украины
Известно, что люди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологами найдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн — 150 ты. лет назад, хотя достоверность радиоуглеродного метода датирований в по ...