Соотношение логического и интуитивного в творчестве.

Информация » Процесс творчества. Памятники культуры Древнего Рима » Соотношение логического и интуитивного в творчестве.

Страница 2

Театральное искусство пользуется следующими представлениями и понятиями, позволяющими эти процессы воссоздавать.

- Фантазия и внимание, о которых мы говорили выше.

- Основная мысль произведения и вытекающая из нее главная задача при исполнении произведения. В совокупности они составляют сверхзадачу. В принципе об основной мысли мы говорили в части посвященной литературному анализу. Здесь следует добавить, что основная мысль вариативна, она зависит не только от того, что хотел сказать автор, но и от нашего творческого понимания ее. (Например, "Отелло" – это трагедия ревности или доверчивости?). Кроме того, мысль в искусстве всегда образна, а потому понимание ее требует не только логического, но в первую очередь образного мышления. Основная задача, вытекающая из основной мысли определяется через волю, через понимание и ощущение: я хочу (объяснить, доказать, растрогать и т.п.).

- Атмосфера. Это понятие введено М. Чеховым. В жизни мы им пользуемся, но, как всегда в жизни, как правило, безоценочно. Например, атмосфера ожидания – на вокзале (поезда), на стадионе (начала соревнований), в аудитории (контрольной работы). Есть атмосфера тревоги, атмосфера бунта, атмосфера восторга, гнева, веселья, любви и т.д. Атмосфера не обязательно возникает в присутствии множества людей, может быть атмосфера и в отсутствии людей. Атмосферой обладает местность, часть города и т.д. Она бывает собственной, обычной, т.е. более-менее постоянной. Но на нее всегда накладывается переменная составляющая: для местности – перемена погоды, например, или появление компании людей; для собрания людей – события вовне и внутри. На общую атмосферу компании могут повлиять как внешние события, так и появление нового человека. Последнее для нас особенно важно. Один человек может изменить атмосферу в собрании людей. Значит, актер должен сознательно созидать нужную для решения задачи атмосферу. Но она не создается на пустом месте. Когда актер выходит на сцену, зрительный зал уже обладает атмосферой, созданной из настроений людей, текущих событий в мире, в городе, в личной жизни каждого и т.д. Посчитать эту атмосферу невозможно, ее можно только почувствовать. Следовательно, необходимо тренировать в себе эти ощущения. Но здесь, в отличие от технических навыков, путь несколько иной. Надо тренировать внимание, быть наблюдательным, улавливать атмосферы, с которыми мы встречаемся в жизни. Повлиять на существующую атмосферу, превратить ее в нужную для решения творческой задачи можно только в том случае, когда правильно оценена атмосфера, в которую мы вошли.

- Круги внимания. Внимание и фантазия существуют вместе. Если мы рассказываем историю автоматически, не видя в своем воображении рассказываемого, то наши глаза остаются пусты, а лицо ничего не выражает. Из этого собеседник делает сознательный или эмоциональный (неосознанный) вывод, что мы безучастны к тому, что рассказываем. Нельзя вызвать в собеседнике чувств и мыслей, если он не видит их в нас. Можно показать их искусственно, сознательно дав себе соответствующую установку. Но это и будет первым способом решения задачи – напоказ. Собеседник увидит фальшь. Впрочем, как и в жизни фальшь иногда принимается, иногда прощается, но никогда не вызывает тех чувств и мыслей, которые нужны для решения задачи.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Туризм на охраняемые природные территории может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счет взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюдже ...

Культура и культ
Формально под словом "культура" может подразумеваться решительно все, что возделывает или производит человек. Поэтому в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству, но ...

Соляные копи в Величке
Семь столетий непрерывной работы. 10 миллионов кубометров грунта, извлеченного вручную. Целый подземный мир, состоящий из более чем двух тысяч залов и гротов, где легко заблудиться без карты и путешествие по которому занимает несколько не ...