Памятники культуры Древнего Рима

Информация » Процесс творчества. Памятники культуры Древнего Рима » Памятники культуры Древнего Рима

Страница 2

Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э. и I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами действительно всемирного значения.

К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена утверждение о том, что "Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным". Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины императорских дворцов.

К числу очень хорошо сохранившихся памятников Рима этой эпохи относится мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была воздвигнута в честь удачного похода римлян на Иерусалим (им удалось взять этот город и разграбить его знаменитый храм). На рельефе арки изображены император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные в иерусалимском храме. В преддверии Рима прибывающие в этот город могут увидеть огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, "сработанных еще рабами Рима".

Но, пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название обычно производят от латинского "колоссео" -громадный. Построенный из коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во время которых на его арене сражались несколько тысяч гладиаторов и было затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строки из стихотворения Лермонтова "Умирающий гладиатор":

Ликует буйный Рим .торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена .

Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.

Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями - для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и освобождался. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких зверей, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников. В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах натягивали парусиновый тент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро, ...

Эволюционные модели социокультурной динамики
В XIX веке эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысл ...

Музеефикация Казанского Кремля
Согласно Указу Президента РТ от 13 октября 1995 г. и Постановлению Кабинета Министров РТ от 19 декабря 1995 г. здание Благовещенского собора музеефицировано и передается Православной церкви на время главных религиозных праздников; на терр ...