Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях » Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции

Страница 2

В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев.

Так, возникновение первых выставок и в нашем понимании слова экспозийций произошло в Европе в 18 веке (Просвещение). На этих первых выставках демонстрируются произведения искусства для аристократии. В то же время формируется новая концепция музея – идея публичного музея. В музеях долгое время не существовало разделения на "фонды" и "экспозицию". Только к концу XIX века в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них "демонстрационных коллекций", т. е экспозиций (временних или постоянных). Одним из примеров осознанного и целенаправленного формирования экспозиции является «Венская императорская галерея». Императрица Терезия и ее сын Йосиф 2 в 1770 году решили создать картинную галерею. Купили дворец принца Евгения. В 1781 году галерея открылась. Что же дает нам право говорить о музейной экспозиции в этом случае? А вот что – картины были развешены по хронологии создания, по национальным школам, а не по декоративным качествам.

Конец XVIII - начало XIX вв. выдвигает на первый план научный аспект экспозиции. Предмет интересует создателей музеев в контексте научного знания. Складываются систематические экспозиции. Можно сказать, что еще одним этапом, который приходится на 18 век становится изучение экспоната как самоценного объекта. Об этом свидетельствуют популярные на то время в Европе Кунсткамеры, самой впечатляющей из которых стала Кунсткамера Петербурга. Она уже в то время предвосхитила все западные музеи в плане систематизации и научного подхода к экспонированию. Этот музей считается одним из первых музеев в России, занимавшимся естественной наукой. Петр в этой области считается новатором. Ведь ранее в России ценились только предметы старины и художественные картины. Петр же на всеобщее обозрение представил чучела редких животных, экзотические растения, оружие и технические новинки, этнографический ценности и, конечно же, анатомические аномалии. Кабинет редкостей был создан в 1714 году и разместился сначала в Летней резиденции царя. В 1717 году царь Петр решил купить собрание анатомических экспонатов, состоящее из более девятисот препаратов, у Фредерика Рюйша. Посланцы Петра путешествовали по Европе и покупали самые редкостные экземпляры, необходимые для собрания кунсткамеры. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами, и вскоре большое количество экземпляров просто стало невозможно поместить в комнатах дворца.

19 век продолжает традиции 18го. В период правления Наполеона Лувр называется Музеем Наполеона. Формируется колекция в соответствии с принципом полноты. На первом этаже находится галерея Античного искусства, включающая 12 залов. Произведения искусства распологаются по тематическому принципу: зал выдающихся мужей, зал римлян, зал времен года и т.д. В России на тот момент представителем передовых тенденций был Эрмитаж. Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название "Эрмитаж" (место уединения). Эрмитаж был открыт для избранной публики в 1852. Уже тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.

В начале 20го века усиливаются объективные потребности в развитии музея, росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Наиболее развитой сетью музеев в мире располагают (на начало 1970): США (около 2000 Музеи), Италия (свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Требования к облику оратора
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в оратор ...

Краеведческие музеи Самарской области
Музей основан постановлением Ставропольского горисполкома в 1962 году. Нынешнее помещение занимает с 1979 года. В 1996 году - открытие экспозиции "Ставрополь провинциальный" и активное включение в социальную и культурную жизнь г ...

Строение культуры
Деление культуры на типы: · I классификация выделяет: 1. материальная культура 2. духовная культура 3. промежуточная стадия – материальный носитель духовной культуры · II классификация Тип и признак Элитарная культура Массо ...