Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные музеи в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического музеи (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в музеи); создавались историко-археологические музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский музеи, 1831) и др.
Музеи в СССР возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных музеях. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 Музеев (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.
Советское государство превратило музеи во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные Музеи, установлен порядок охраны музеи и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешли все музеи. На местах были созданы губернские подотделы по делам музеев. К научному руководству музеев были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа музеев, появлением музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 музеев. В советское время все музеи финансировались только за счет государства. За скромную зарплату настоящие энтузиасты, специалисты высочайшего класса, занимались кропотливой работой, восстанавливая по маленьким деталям утраченные интерьеры.
Сотрудники музеев проводили серьезную исследовательскую работу: открывали новые экспозиции, отыскивали в запасниках ранее неизвестные работы художников прошлого, печатали научные труды, монографии, альбомы по искусству. Нередко музейные фонды пополнялись безвозмездно или за небольшое вознаграждение частными коллекционерами. Музеи превращались в идеологическую школу. Музей становится политико-просветительским заведением. Даже если по профилю музей совершенно не относился к политике или истории, все равно работники музея обязаны были каким либо образом проиллюстрировать советскую идеологию в экспозиции. Появился даже специальный термин «вещевизм» - предмет без идеи, главная задача которого показ социально-экономических достижений.
Другие статьи:
Литература
Особенности литературы этой поры:
1) Соотношение между церковной и светской литературой решительно изменяется в пользу светской. Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и городская литература.
2) Расширилась сфер ...
Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого граж ...
Огюст Роден
Французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В 1854-1857 учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желани ...
Разделы