Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях » Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Страница 5

Пожалуй, по силе экспозиции равных киевским можно выделить пару музеев Львова. К сожалению, экспозиции других городов, хотя являются обширными, обладают редкими экспонатами, но современный посетитель требует не просто обзора тысяч экземпляров, выставленных в хронологическом порядке, а новых впечатлений, информационной наполненности, эмоций, игры (и в прямом и в переносном смысле) с экспонатами. Хотелось бы выделить наш, одесский Археологический музей. Но, при всем при том, что музей представлен в Интернете, ведет активную издательскую деятельность, медленно, но открывает новые залы, как и большинство музеев, экспозиция заключается в экспонировании предметов. Возможно, учредители и научные сотрудники не видят необходимости и возможности внедрения компьютеров, проекторов и т.д., но исторические музеи, как и естественно-научные жизненно нуждаются в «оживлении», добавлении, доработке антуража и стилизации. Для того, чтобы зритель, приученный понимать все визуально, как можно больше погружался в тематику музея.

В Украине действует большое количество музеев. По характеру музейных экспонатов, силе экспозиции Украина является одним из богатейших государств в Европе. Но, к сожалению, музейная система нашей страны сейчас переживает глубокий кризис (как экономика, социальная система и т.д.). Те музеи, которые хотят жить, а не выживать разрабатывают концепции привлечения посетителей, инвесторов, спонсоров. Главным условием привлечения является современная, интересная, грамотно составленная экспозиция. Такие музеи появляются. Да, их пока мало! Но мир не стоит на месте и вскоре музеям традиционного типа придется задуматься над проблемами привлечения большого количества посетителей.

Во второй половине работы я решила взять 3 музея, которые, по моему мнению, должны быть примером для остальных украинских музеев. Это: Музей Булгакова на Андреевском спуске, Музей одной улицы на Андреевском спуске и музей «Чернобыль». Мы рассмотрели в работе экспозиционный опыт, начиная с Ренессанса (в принципе, можно сказать, что и с Античности): до 20 века охарактеризовать такую деятельность можно как «выкладывание экспонатов в хронологическом порядке». Сейчас же у нас есть технические средства, кроме того, у нас есть очень капризный, очень «развращенный» Интернетом и ТВ зритель. Поэтому, на мой взгляд, сейчас используемый и поныне упоминавшийся выше метод не актуален. Для привлечения посетителя необходимо сделать музей интересным. Зритель видит шкаф, легким движением превращающийся в дверь в № 50 из «Мастера и Маргариты», в музее Чернобыля при входе в главный зал, по всей протяженности тоннеля висят таблички с перечеркнутыми красными полосами названиями городов, которые включены в Зону отчуждения. Все эти приемы направлены на то, чтобы повлиять на эмоции посетителя. Сделать так, чтобы человек хотел вернуться в музейное пространство, ощутить еще раз эмоции и тут нам могут помочь не только технические средства, но и «игры» с посетителем, попытка увлечь его темой. Это можно сделать и просто грамотно составленной экспозицией. Например, как в Музее одной улицы с его художественным решением экспозиции, в которой предметы и события различных эпох как бы «оправлены в раму» стиля модерн, который у большинства посетителей ассоциируется со временем бабушек и дедушек и, тем самым, вносит в восприятие экспозиции свой личный аспект. Чрезвычайная насыщенность экспозиции помогает посетителю погрузиться в атмосферу прошлых лет. Да, возможно ущемляется познавательная сущность. Но сейчас, в данный момент, необходимо предоставлять посетителю максимум развлекательности, а под этим «соусом» предлагать знания и информацию. Скорее всего, очень большие музеи перестанут пользоваться популярностью. Есть множество свидетельств тому, что в последние годы люди предпочитают маленькие, более специализированные музеи, музеи «с воображением», которые могут быть осмотрены и осознаны за одно посещение. В последнее время музеи вынуждены тратить неоправданно большую часть своих средств на содержание зданий. Это практически не оставляет денег на должное содержание музейных коллекций и достаточное финансирование новых направлений деятельности и исследований. Появилось стремление к тому, чтобы каждый музей был самостоятельным независимым образованием, законодательно свободным распоряжаться своими финансами и формированием внутренней политики, как в области финансов, так и в сфере научно-практического развития. Правительства последовательно подходят к готовности передать музеям права, которые сделали бы возможным для музеев получение статуса «общественных культурных учреждений».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

В.Д. Корганов. Чайковский на Кавказе
Я с ним познакомился в сентябре 1862 года он играл не только "совершенно достаточно для теоретика", но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности. На мой тогдашний вкус исполнение его бы ...

Закономерности развития культуры
Законы развития культуры Одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, о ...

Храмовая культура
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях ...