Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях » Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Страница 5

Пожалуй, по силе экспозиции равных киевским можно выделить пару музеев Львова. К сожалению, экспозиции других городов, хотя являются обширными, обладают редкими экспонатами, но современный посетитель требует не просто обзора тысяч экземпляров, выставленных в хронологическом порядке, а новых впечатлений, информационной наполненности, эмоций, игры (и в прямом и в переносном смысле) с экспонатами. Хотелось бы выделить наш, одесский Археологический музей. Но, при всем при том, что музей представлен в Интернете, ведет активную издательскую деятельность, медленно, но открывает новые залы, как и большинство музеев, экспозиция заключается в экспонировании предметов. Возможно, учредители и научные сотрудники не видят необходимости и возможности внедрения компьютеров, проекторов и т.д., но исторические музеи, как и естественно-научные жизненно нуждаются в «оживлении», добавлении, доработке антуража и стилизации. Для того, чтобы зритель, приученный понимать все визуально, как можно больше погружался в тематику музея.

В Украине действует большое количество музеев. По характеру музейных экспонатов, силе экспозиции Украина является одним из богатейших государств в Европе. Но, к сожалению, музейная система нашей страны сейчас переживает глубокий кризис (как экономика, социальная система и т.д.). Те музеи, которые хотят жить, а не выживать разрабатывают концепции привлечения посетителей, инвесторов, спонсоров. Главным условием привлечения является современная, интересная, грамотно составленная экспозиция. Такие музеи появляются. Да, их пока мало! Но мир не стоит на месте и вскоре музеям традиционного типа придется задуматься над проблемами привлечения большого количества посетителей.

Во второй половине работы я решила взять 3 музея, которые, по моему мнению, должны быть примером для остальных украинских музеев. Это: Музей Булгакова на Андреевском спуске, Музей одной улицы на Андреевском спуске и музей «Чернобыль». Мы рассмотрели в работе экспозиционный опыт, начиная с Ренессанса (в принципе, можно сказать, что и с Античности): до 20 века охарактеризовать такую деятельность можно как «выкладывание экспонатов в хронологическом порядке». Сейчас же у нас есть технические средства, кроме того, у нас есть очень капризный, очень «развращенный» Интернетом и ТВ зритель. Поэтому, на мой взгляд, сейчас используемый и поныне упоминавшийся выше метод не актуален. Для привлечения посетителя необходимо сделать музей интересным. Зритель видит шкаф, легким движением превращающийся в дверь в № 50 из «Мастера и Маргариты», в музее Чернобыля при входе в главный зал, по всей протяженности тоннеля висят таблички с перечеркнутыми красными полосами названиями городов, которые включены в Зону отчуждения. Все эти приемы направлены на то, чтобы повлиять на эмоции посетителя. Сделать так, чтобы человек хотел вернуться в музейное пространство, ощутить еще раз эмоции и тут нам могут помочь не только технические средства, но и «игры» с посетителем, попытка увлечь его темой. Это можно сделать и просто грамотно составленной экспозицией. Например, как в Музее одной улицы с его художественным решением экспозиции, в которой предметы и события различных эпох как бы «оправлены в раму» стиля модерн, который у большинства посетителей ассоциируется со временем бабушек и дедушек и, тем самым, вносит в восприятие экспозиции свой личный аспект. Чрезвычайная насыщенность экспозиции помогает посетителю погрузиться в атмосферу прошлых лет. Да, возможно ущемляется познавательная сущность. Но сейчас, в данный момент, необходимо предоставлять посетителю максимум развлекательности, а под этим «соусом» предлагать знания и информацию. Скорее всего, очень большие музеи перестанут пользоваться популярностью. Есть множество свидетельств тому, что в последние годы люди предпочитают маленькие, более специализированные музеи, музеи «с воображением», которые могут быть осмотрены и осознаны за одно посещение. В последнее время музеи вынуждены тратить неоправданно большую часть своих средств на содержание зданий. Это практически не оставляет денег на должное содержание музейных коллекций и достаточное финансирование новых направлений деятельности и исследований. Появилось стремление к тому, чтобы каждый музей был самостоятельным независимым образованием, законодательно свободным распоряжаться своими финансами и формированием внутренней политики, как в области финансов, так и в сфере научно-практического развития. Правительства последовательно подходят к готовности передать музеям права, которые сделали бы возможным для музеев получение статуса «общественных культурных учреждений».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Феномен итальянского дизайна
У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством. Марки многих итальянских автомобил ...

Средневековая ментальность как тип культуры
Отечественный исследователь-медиевист А.Я.Гуревич посвятил ряд работ изучению средневе­ковой ментальности. Он поставил в центр собствен­ного культурологического анализа категорию лич­ности. Все особенности исторической ментальности — восп ...

Социальный статус женщины в Китае
Общественный статус женщин в Китае (а они составляют почти половину населения страны) традиционно был низким. Повышение их роли в обществе, что предполагает улучшение социального положения, вовлечение в решение общегосударственных задач, ...