Работа над действенным анализом пьесы У. Сарояна "Эй, кто нибудь!"

Информация » Работа над действенным анализом пьесы У. Сарояна "Эй, кто нибудь!"

Страница 1

Драма «Эй, кто-нибудь!» была написана Уильямом Сарояном, американским писателем армянского происхождения, в августе 1941 года. Действующие лица - парень, девушка, мужчина, второй мужчина, третий мужчина и женщина. Сароян не называет имен, потому что индивидуальные черты персонажей не имеют значения, «Первый мужчина» может стать на место «Второго», «Второй» - на место «Третьего», и ничто от этого не изменится.

В пьесе две враждебные друг другу группы действующих лиц. С одной стороны - бродяга, человек без определенных занятий, добывающий средства к существованию игрой в карты, и девушка одинокая, некрасивая уборщица в городской тюрьме. С другой стороны - горожане, пуритански воспитанные и готовые всеми средствами защищать нравственные устои своего города.

Распределение нравственных акцентов в этой пьесе парадоксальное. Носителями нравственного начала оказываются бродяга и девушка, пройдя через череду конфликтов, они проявляют высокое душевное благородство, а все антигуманное, бесчеловечное сосредоточено в толпе «почтенных» отцов семейств, которые толпой набрасываются на одного обессиленного человека и готовы забить его до смерти. И дело не в том, что каждый из них наделен какой-то особой индивидуальной жестокостью. Вовсе нет, просто все вместе они подчиняются старым и уже умершим законам общежития, следование которым ожесточает человеческую натуру. К примеру, человек, застреливший бродягу, знает, что тот ни в чем не виноват. Он убивает не из жажды мести, а из страха перед толпой своих «приятелей». Он боится этой толпы, потому что сам принадлежит к ней и не смеет противоречить тому, что эта толпа считает «правильным». Он понимает, что вел себя также как толпа, если бы кто-то другой оказался на его месте.

Для меня эмоциональным зерном произведения стало само название пьесы У.Сарояна «Эй, кто-нибудь!». Именно эти слова взволновали меня и врезались в мое сердце. Как часто мы кричим эти слова - кто про себя, кто вслух. Мы ищем помощи, спасения, стараемся избавиться от одиночества. И тем сильнее становится наш крик, если человек потерялся в этом мире, если он утратил свой моральный облик, запутался, не видит смысла жизни, не верит людям. Он, жаждет смерти и стремится к ней всеми своими поступками, когда же он сталкивается с ней, к нему приходит страх, он не хочет расставаться со своей, бессмысленной жизнью и пытается уклониться от неизбежного. Именно эта тема, тема отверженного и одинокого человека заинтересовала меня в произведении У.Сарояна. Она актуальна и будет актуальна до тех пор, пока будут одинокие потерянные люди, пока мы не научимся любить и ценить каждого человека, его индивидуальность и право на жизнь. Эта главная тема пьесы Сарояна и сегодня заинтересовывает многих режиссеров, подтверждение тому является большое количество постановок пьесы «Эй, кто-нибудь» во многих театрах.

В связи с темой, выбранной мной, внешний конфликт героя с обществом отходит на второй план, а главным становится его внутренний конфликт. Его эгоистическое человеческое начало сталкивается с противоположным – любящим, готовым сострадать и сделать все ради спасения другого.

Исходя из этой темы, сверхзадачу моего спектакля можно сформулировать так: Только живое человеческое участие, умение сострадать может спасти человека. И она подтверждается высказыванием драматурга: «Каждый человек несет в себе целый мир и может переделать его, как хочет: населить людьми, достойными его любви — если сердце его способно любить. Мир ждет, чтобы его изменили те, кто в нем живут, и каждое утро его создают заново, перестраивают, словно дом, в котором обитают люди — все те же люди, хотя они беспрерывно меняются». У.Сароян

В этом и есть идея произведения: даже самый маленький и ущербный человек, способен на многое, если у него осталось сердце, готовое проявить сочувствие и участие.

Основной конфликт спектакля – столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений: с одной стороны – порочного, эгоистичного человека, с другой стороны – человека, готового сострадать, любить и отдать все ради спасения другого.

В итоге получается история о разочарованном в жизни парне, который в силу стечения обстоятельств попадает в тюрьму по ложному обвинению в изнасиловании. Для того чтобы разобраться в случившемся, он зовет охранника, но сейчас ночь, и на его зов откликается убогая странная девушка, уборщица и кухарка в городской тюрьме. Она сообщает ему, что его могут убить, без всякого суда. Парень всячески старается воспользоваться ее приходом, обольстить девушку, уговаривает помочь ему сбежать. В итоге девушка соглашается, несмотря на то, что это грозит ей смертью. Эта жертвенность восхищает его, он приходит к осознанию того, что не смеет разрушить ее жизнь, и, отказываясь от помощи, остается ожидать смерти.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Этнологические школы и направления: конструктивизм, инструментализм
1. Инструментализм. В середине 70-х гг. ХХ века в западной этнологии широкое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии с которой она рассматривалась как инструмент, используемый политическими лидерами для достиж ...

Особенности средневекового миропонимания
Сознание средневекового человека, его система представлений и ценностей во многом отличаются от современных. Более того, некоторые средневековые представления и даже сам образ мышления могут показаться сегодня абсурдными. Главной доминан ...

История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а к ...