Развитие искусства в Нидерландах

Информация » Развитие искусства в Нидерландах

Страница 3

Вся эта многообразная деятельность производит впечатление бесцельной суеты человеческой жизни, лишенной возвышенного начала. И не случайно плотно стоящий ряд домов и сама композиция картины с ее низким срезом скрывают от глаз зрителя и пейзаж и небо.

От мира величавой природы Брейгель переходит к зрелищу обыденной человеческой жизни и замечает не отдельного человека, а связанную в единое целое неутомимую и деятельную людскую массу. Художник стремится найти объективное место человека в мире, определить верное соотношение человеческой жизни с природой, красота и значительность которой для него не составляют сомнений. И Брейгель находит это соотношение, когда создает свой замечательный цикл картин, посвященный временам года.

Одна из них известна под названием "Жатва" (1565). Изображен жаркий летний полдень. Солнце стоит прямо над головой. В знойном мареве нестерпимым блеском золотятся спелые хлеба, лиловая дымка окутала дали, и море кажется неподвижным. На фоне безоблачного неба, белесого от сияющих лучей, не шелохнутся ветви дикой яблони, в тени которой, среди еще не убранного поля, расположились отдохнуть крестьяне. Одна из них в блаженной усталости раскинулась на теплой земле. Поодаль мужчина и женщина вяжут снопы. Крестьянин, уставший от работы и зноя. Медленно идет с большим кувшином, а двое других еще косят свою полосу, и из потревоженных хлебов вспархивают перепелки. Художник создает живой поэтический и содержательный образ природы, совершенно земной и национальный, неразрывно связанный с трудом простых людей его родной страны. С большой наблюдательностью и мягким юмором он подмечает характерные грубоватые движения и выражения лиц крестьян.

Никто до Брейгеля не чувствовал так глубоко и верно жизнь природы в разные времена года Его картина "Охотники на снегу (1565) изображает зимний пейзаж. Сырые снеговые тучи заволокли небо Снег покрыл землю, и на фоне его сияющей белизны четкими темными силуэтами вырисовываются фигуры людей и стволы деревьев. На вершине холма, тяжело ступая в глубоком рыхлом снегу, трое мужчин возвращаются с охоты. Их сопровождают свора собак. Слева, у деревенской харчевни, хозяин с хозяйкой жгут солому, чтобы опалить свинью, и тут же маленькая девочка с любопытством следит за работой взрослых. По склону холма расположены дома, а с его вершины открывается далекий вид на заснеженную равнину. На некотором расстоянии одна от другой расположены группки людей, занятых своими делами. На голых ветвях деревьев сидят вороны и, кажется, в морозном застывшем воздухе и зимней тишине слышен шорох крыльев пролетающей сороки.

Пейзаж привлекает ощущением тепла и уюта человеческого жилья. Для художника естественная жизнь простых людей, их трудовая деятельность обретают смысл и значительность в слиянии с природой, могучим стихиям которой подчиняется человек. Пейзажи Брейгеля не являются изображением какой-то определенной местности. Это величавые панорамы холмов и долин, рек и гор, навеянные впечатлениями от созерцания родной страны. Их пространство обладает своими ритмами и своими расстояниями. Они сохраняют ощущение грандиозности и красоты мироздания, обладают поистине героическим звучанием. При этом образ мира в картинах Брейгеля впервые получает ясно выраженный национальный и социальный характер.

Некоторые произведения художника являются непосредственным откликом на события современности. Свойственное им иносказание получает конкретный обличительный характер. Картина "Вифлеемское избиение младенцев" (1566) имеет в основе евангельскую легенду о том, как царь Ирод, стремясь убить младенца Христа, приказал умертвить в городе Вифлееме всех детей до трехлетнего возраста. Но под видом религиозного сюжета Брейгель изображает испанский карательный отряд в нидерландской деревне. Сцена, происходящая на заснеженной улице между двух рядов невысоких домов, поражает своей трагической достоверностью. Картина проникнута глубоко личным и горьким чувством художника.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Проблема «неизвестного адресата»
Всякий автор, так или иначе, пытается предугадать интересы и потребности читателей, и соотнести стиль и особенности изложения материала с возможностями и особенностями восприятия читателей: в противном случае мысли автора просто не будут ...

Атеистическое мировоззрение
На самом деле вопрос «есть Бог или нет Бога» в молодой Стране Советов носил чисто политический характер. Ответ «Бог есть» требовал немедленной отправки вышеупомянутого Бога «на Соловки годика на три» (278), что осуществить было бы проблем ...

Теории культуры немецкого Просвещения
Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в н ...