Культура как совокупность «средств общения»

Информация » Развитие культуры как совокупности "средств общения" » Культура как совокупность «средств общения»

Страница 4

Движущими силами новой революции, таким образом, стали электронные СМИ, прежде всего телевидение. Используя джазовую терминологию, Г. Маклюэн в монографии «Понимание средств общения» разделил все средства коммуникации на "горячие" (hot) и "холодные" (cool). В джазе «cool» означает – легкий, бесстрастный, спокойный ритм, «hot» - ритм быстрый, полный страсти и чувства. К «прохладным» средствам общения Г. Маклюэн относил телевидение и радио частично потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К «горячим» он относил печатные СМИ, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличны и абстракты, то есть «cool».

«Горячие средства характеризуются, низкой степенью участия аудитории, а холодные - высокой степенью ее участия, или достраивания ею недостающего. А потому естественно, что горячее средство коммуникации, например радио, оказывает на пользователя совершенно иное воздействие, нежели холодное средство, например телефон».

Однако именно телевидение, по Г. Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, в «глобальную деревню», где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно. Рассматривая телевидение, Г.Маклюэн подчеркивал, что это мозаичное средство общения, образующееся из множества точек и пятен, сталкивает на экране «все времена и пространства одновременно». Оно может из любого малозначимого события, пустяка (trivium) создать сообщение всемирного значения. Зритель, считает ученый, активно участвует в освоении телевизионной мозаики: из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент. В этом мире непрекращающегося хепенинга человек уже не в состоянии строить свое мировосприятие как раньше - последовательно, шаг за шагом, по кирпичику. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет - полагаться на интуицию, заворожено уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»). Так расширявшаяся на протяжении последних столетий «галактика Гуттенберга» перешла в фазу сжатия.

«На протяжении веков эры механизации мы расширяли возможности нашего тела в пространстве. Сегодня, по прошествии века электронных технологий, мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И быстрыми темпами приближаемся к финальной стадии этого «распространения человеческого» - технологической имитации сознания, когда творческий процесс познания перестанет быть вотчиной индивида и станет коллективным процессом».

Г. Маклюэн не побоялся сделать вывод, вызвавший бурную полемику. Предсказать его было нетрудно, если опять вспомнить астрофизику: результат процесса сжатия "галактики" - коллапс. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время (то есть, по сути, та же информация) неизбежно стянутся в точку. После чего постижение окружающей реальности станет чисто интуитивным - без привлечения разума.

Человек, излечившийся при помощи «коммуникационного электрошока» от «глазной» болезни механистической эпохи с ее постоянными, изматывающими сознание изменениями и революциями, вновь обретет потерянный рай, где коллективное сознание неразрывно слито с реальностью, а разум со всеми его издержками становится излишним. Новая Утопия «глобальной деревенщины», со счастливой улыбкой идиота уткнувшейся в телеэкран и опутанной электронной сетью, несущей общую гармонию.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Посещение Государственного Исторического Музея
Государственный Исторический Музей Российской Федерации расположен в Москве. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Здание было построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В.О. Шервуд и инженер А.А. Семенов). За 132 года сущес ...

Варианты изделий оригами
Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности ...

Н. Ге
Рядом с именем Крамского следует поставить имя Н. Н. Ге (1831 — 1894). Выпускник Петербургской Академии, воспитанный на позднеромантических традициях искусства Брюллова и еще заставший в Риме Иванова, Ге как бы объединяет в собственном ис ...