Развитие просвещения и печати

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие просвещения и печати

Страница 3

В медресе готовились кадры духовенства и шариатского суда, а при ханской власти и чиновников. Кроме схоластического среднего, в некоторых медресе добавились элементы «высшего» образования: изучались идеалистическое философия и правоведение. Носителями «высших» знаний были немногие мударисса, «Светские науки» в том числе и литературу в медресе не проходили. Лишь немногие мударисты могли обучать арифметике и астрономии, которая перемешивалась со средневековой астрологией.

После присоединение Средней Азии к России в деле образование у узбеков наметились большие изменения. Основное место, правда, занимала по прежнему конфессиональная школа – мактаб и медресе со своей выработанной еще в середине века системной и программой обучения. С 1885 года начали появляться русско–туземные школы, в которых перед октябрьской революцией обучалось около 2 тысяч узбеков. В так называемом русском классе этих школ узбекские дети изучали русский язык и получали элементарное образование. «Туземные» классы в русско–туземных училищах начале не отличались от старинных мактабов, но под влиянием русских коллег учителя – узбеки этих классов переходили на звуковой метод обучения грамоте.

Появились и школы для взрослых. Были открыты вечерние курсы где обучали русскому языку и русской грамоте. С 1880 по 1946 г. через такие курсы прошли 2 – 3 тысячи учащихся медресе в Ташкенте.

Под влиянием русской школы и новых методов преподавании появились так называемые «Новометодные» мактабы. Они возникли еще конце XIX века при хлопкоочистительных заводах в Ферганской долине и в торговых центрах. В этих мактабах буквослагательный метод обучения был заменен звуковым, по примеру русских школ были введены классно – урочная система, обучение письму параллельно с чтением, учащиеся были посажены за парты, стали применять наглядные пособия.

Около 1890г. в Коканде и Андижане возникли первые обновленные татарские мактабы.

В Ташкенте 1908 году открылась частная школа профессиональная женская школа А.М. Малиновской, готовящая мастериц.

Прояснение вопроса о джадидском движении, из которого вышли многие участники революции, общественники в крае, важно не только для понимание истории просвещения на Востоке.

Движение джадидов – явление общественной мысли не только Центральной Азии, но и других мусульманских народов Российской империи конце XIX – начала XX века. Вызванное к жизни реалиями социального порядка, движения джадидов с самого начала носило яркое выраженный просветительский характер. В коренной реформе школы, в просвещении масс увидели мусульманские просветители России выход из темноты и бесправия народов. Передовое национальное интеллигенция под влиянием русской и европейской системы образование выступала против застывшей в средневековые школы, преподавание в которой сводилась в основном к заучиванию религиозных догматов и их токованию. Джадиды предложили новый, звуковой метод обучения, а также потребовали ввести в школе, по мимо религии, изучения родного языка и литературы, математики, истории, географии и других светских наук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Абашевская глиняная игрушка
Абашевская глиняная игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район). Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изгота ...

Следствия грехопадения и творческий дар в человеке
Добродетель – госпожа таланта. Талант – слуга добродетели. Если в доме нет хозяина и всем распоряжается слуга, то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение? Хун Цзычэн К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания ...

Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художеств ...