Развитие устного народного творчества

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие устного народного творчества

Страница 1

Отличительной чертой богатого и разнообразного устного народного творчества туркмен является преобладанием лирических форм.

Это прежде всего различные песни; колыбельные, девичье - ляле, плачи свое образные подблюдные подчас высоко - художественные, социально заостренные. В таких эпических жанрах, как героический эпос (например, Гер-оглы), повествование ведется в прозе, а кульминизационные моменты и психология героев раскрываются через стихотворные лирические монологи. Видимо, переходным звеном между чисто лирическими песнями и героическим эпосом следует считать дестан.

Любовно-приключенческий сюжет в дестанах излагается прозой, внутренний мир героев обрисовывается в лирических монологах. Очень часто даже загадки - матал, поговорки и пословицы – накыл, аталар сози выражаются или в виде целом стихотворной строфы или же ритмической прозой.

Второе, популярности место занимают дестаны – героические романтические и фантастические; всем или присущ - приключенский характер.

Значительные места в туркменском народном творчестве занимают сказки. В отличие от дестанов на них почти нет отпечатка книжной традиции, жизнь было очень тяжело, с этого у туркмен не было каких – либо, профессиональных, распространителей и них хранителей сказок. Их рассказывали повсеместно обычно пожилые люди.

Содержание сказок чрезвычайно разнообразно. Они делятся на основные группы; а) сказки о животных; б) волшебные или фантастические и в) бытовые или новеллистические сказки.

Если не было каких - либо, профессиональных или иных распространителей и хранителей сказок, то можно определить, по сути дела все они остались и распространялись, устном варианте.

Наиболее древние сказки о животных просты по сюжету, несложны по композиции и в настоящее время их рассказывает чаще всего детям взрослые или сами дети.

Волшебные сказки имеют сложную композицию и большой объем. Герои волшебных сказок обычно являются падишахи и визири, и сыновья. Герои волшебных сказок попадают в трудные положение, бороться с дэвами, превращаются, их похождение имеют благополучный конец.

Бытовые или новеллистические сказки почти всегда короче волшебных. Сюжет их и композиция не сложны. Главным действующими лицами их обычно являются крестьяне, иногда представители других классов. К бытовым сказкам примыкают анекдоты. Их очень много. В них высмеяны различные слабости человеческого характера. Такие сказки быстро распространяется среди коренного народа.

Так героями анекдотов являются Алдар - Косе, хитроумный весельчак из народа, вечно споривший и боровшейся с представителями эксплуататорских классов – баями, купцами и ловко использовавший глупость и доверчивость окружающих его людей, Насриддин, известной в Туркмени под именем эпенди, туркменский поэт сатирик Немине, Мирали,

Эсен Полат, Джанбаклари и другие.

Туркменские пословицы особенно ярко характеризует социальные отношения, идеологию и быт создавшего их народа, например: «Безумец

любит безумца», «стать муллой легко, трудно стать человеком».

Большую популярность у туркмен имеют народные песни –айдым связаны разными сторонами быта. Именно в песне, за небольшим исключением, дошли до нашего времени произведения туркменских поэтов- классиков. Самое большое место в старинном песенном фольклоре занимают любовные - лирические песни. Они распадаются на мужские и женские.

Очень интересны девичьи песни - четверо – стишие –ляле. В старых ляле девушки часто пели о той печальной дом, которая их ждала, - о продаже их родителями.

Несчастная я,

13 – 14 лет мне,

Продали меня,

60 –летнему,

Высушили мое тело…

Однако немало ляле, в которых выражена не только жалобы, но и протест девушек против их бесправия в тогдашнем обществе.

Многокрасочно, богато и самобытно устное творчество узбекского народа. Своими корнями оно уходит в глубокую древность, переплетаясь с устной поэзией других народов Советского Востока, с которыми узбекский народ был связан общими историческими судьбами течение многих столетий.

Устном творчестве узбеков встречаются различные жанры. Меткие остроумные пословицы и поговорки, чарующие сказки, полные юмора и сатиры анекдоты, задушевные лирические песни. Каждый из этих жанров имеют свои исторические традиции.

Узбекские сказители – выходцы из трудового народа. Они были простыми земледельцами или чаще пастухами; их творчестве отражены идеология трудового народа.

Современные узбекские сказатели – не только хранители богатого эпического наследия прошлого, но и талантливые певцы – импровизаторы, живо откликающиеся своим искусством на темы нашей современности. Особенно широко распространены в народе произведения таких крупнейших узбекских сказателей, как Эргаш –Джуманбульбуль - Оглы (1867-1936г.г.), Фазыл Юлдаш – Оглы (1872 – 1955 г.г.), Мухамед Джамрад – Оглы –Пулкан (1874 – 1941 г.г.) и другие. Многие из них потомственные Шаиры.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Своеобразие русской живописи конца XIX— начала XX века
С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналити­ческий метод реализма XIX в.», как его называют в отечественной науке, себя изживает. Многие из художников-передвижников ис­пытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье» развлек ...

Фестиваль как социальный проект
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» -брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теорети ...

Исторические факты
Современные окрестности Санкт-Петербурга, с давних времен заселялись восточными славянами. Это был цветущий край, население которого в основном жило в деревнях, на мызах и других мелких поселениях. Там, где находится стрельня, значилась ...