Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах

Информация » Организация культурно-досуговой деятельности » Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах

Страница 1

Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах очень велико.

К конкретным видам досуговой деятельности можно отнести:

1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера – пьянство, азартные игры и др.);

2) занятия творческого характера – несвязанные с профессиональной деятельностью – любительский труд по различным ремеслам и прочее.

Таким образом, при характеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются друг от друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговых занятий); активным, деятельным или пассивным характером; планируемостью или стихийностью, импровизированностью; пространственной локализацией; особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций.

Типология отражает характер влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В связи с этим все занятия в свободное время исследователи дифференцируют на три основных типа:

1) культурно-творческий тип (общий признак – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей);

2) культурно-потребительский тип (общий признак – потребление духовных ценностей);

3) рекреативный тип (объединяет различные виды отдыха и развлечений).

Приведенная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Иными словами – это набор ценностных ориентаций и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:

- во-первых, рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);

- во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности).

Объем, структура, содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека.

Прежде всего, подобные факторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические (индивидуальные). К общим (неспецифическим) факторам относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Другая группа – специфические (индивидуальные) факторы – в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам, в первую очередь, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении. Учет общих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Помимо общих и специфических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации в сфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые принято условно подразделять на объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные). В большей или меньшей степени анализа факторов касаются все исследования, направленные на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем накопился богатый фактический материал, позволяющий на примерах рассмотреть характер их влияния. Так, одни исследователи подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего времени городского населения и различия в продолжительности досуга различных социально-демографических групп. На основании полученных в ходе исследования результатов авторы делают вывод о том, что объем досуга, например, несемейной молодежи больше, чем у семейных и более старших горожан.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Первобытное искусство Индии
Изучение каменного века Индии началось сравнительно недавно. Р.Б. Фут, открывший в 1863 году близ Мадраса палеолитическую стоянку, явился пионером изучения археологии первобытного общества Индии. Большие успехи в этом деле были достигнуты ...

Возрождение идеи призвания христианина
Поскольку монашеская идея о призвании влекла за собой оставление мира, реформаторы решительно отвергли ее. Человек призван, в первую очередь, быть христианином, а, во вторую, - проявить свою веру в конкретной сфере деятельности в миру. Эт ...

Создание школьной системы
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все при ...