Абстракционизм

Информация » Основные направления в истории модернизма » Абстракционизм

Страница 1

Другое заметное направление модернистской живописи, архитектуры и т.д. – абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство – от лат. abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность – это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей – это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом – в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведет, напротив, к предельной иллюзорности, натурализму. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».

«Абстрактивизм реалистичен» - утверждал в 1917 г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистские тенденции в искусстве более адекватно, во всяком случае гораздо правдивее, чем солонная натуралистическая живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Чем более ужасным становился мир, тем более абстрактным становилось искусство. Реализм – это не обязательно конкретность, а абстрактность совсем не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм – иная пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистичным, а отвлеченное от конкретного художественное мышление – более реалистическим.

Нельзя не заметить, что художники, не увлеченные развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым художественное творчество как выражение образа мира перестает быть самим собой и превращается в чистую эстетику, отвлеченную игру форм и конструкций.

Абстрактивизм - более правильное название, чем абстракционизм, - как конкретное художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в., хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего модерна. В 1892-1893 гг. А. Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели.

В абстрактивизме XX в. обычно выделяют два основных течения: абстрактный экспрессионизм, так называемая линия В. Кандинского, и конструктивный геометризм – «линия» Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, К. Малевича.

В. Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело – к душе, сквозь материальную оболочку вещей – к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству. Именно об этом мечтал сам В. Кандинский, именно это он хотел выразить в своих произведениях. В вихревом космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой. Абстракционизм Кандинского и в самом деле напоминает музыку. Его живопись празднична и апокалиптична одновременно. Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями». Абстрактный язык живописи В. Кандинского – язык свободы, гибкий, «открытый», не зависимый ни от сюжета, ни от человеческого образа. Другими словами, в живописи В. Кандинского заключено «восхождение» от частного к общему, последовательное отвлечение от конкретности изображаемых форм с целью наибольшей «экспрессии».

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха
В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком смысле - характеризуется отдых. Наиболее полным и точным является, на мой взгляд, понимание отдыха как сост ...

Композиция картины
Композиция организует восприятие, но все же главная ее цель – выразительность и гармония. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая ...

Мезолит
В среднем каменном веке, мезолите (8–5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается к северу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолит ...