Особенности мировой культуры

Информация » Особенности мировой культуры

Страница 2

Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть, прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.

Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.).

Культурное пространство современного человечества весьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества. Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия он уверенно разрушил сложившиеся в средние века национальные перегородки и превратил нашу планету в общий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х.Колумбом имело в этом смысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку активно способствовало преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тенденции в развитии современной культуры

Первая — это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становлением и развитием самостоятельных (суверенных) государств. Благодаря этому современный мир и есть многокрасочное целое, и каждая страна или регион вносят в эту картину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например, национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.). Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. Этому благоприятствуют единые коммуникации и эффективные средства связи, активный торгово-экономический обмен, наличие общих структур управления этими процессами (например, при ООН существует ЮНЕСКО как организация по вопросам образования, науки и культуры). В итоге исторический процесс становится целостным, сотканным из многочисленных нитей культуры. На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). В рамках этого пространства утверждаются общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время - идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Люди все более ощущают себя жителями одного общего дома. Возникает так называемое «планетарное сознание», и мы осознаем себя как бы «гражданами мира», плывущими в одной лодке по волнам мировой истории. Уникальным примером действия и проявления названных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств, бывший Советский Союз. Его культурное пространство есть удивительное переплетение языков и религий, психологических укладов и образов жизни, форм хозяйствования. В течение многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культур на огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы людские и исторические пути народов, достижения и драмы поколений. Мы обречены на то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе славянские на роды, объединенные общими духовными истоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав наспех созданные границы прозрачными. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов. Надо заметить и то, что наша отечественная культура переживает сейчас не самые лучшие времена. Эпохи глубоких реформ в России всегда порождали в обществе острые идейные и политические страсти, ввергали общество в состояние смуты и хаоса. Нечто подобное происходит и сейчас. Ломается ставший привычным для нас уклад жизни, падает производство в экономике, создается непривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает новое и зачастую чуждое нам. Труднее всего в такое время приходится науке и образованию, литературе и другим видам духовного творчества. Они наиболее уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации. Кризис экономический, кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками. Но ведь этого никак нельзя допустить, ибо если погибнет культура, то погибнет и человечность. И тогда восторжествует варварство, а прекрасный мир окажется во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных дельцов. Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую — постиндустриальную, или «ноосферную», цивилизацию. Ее основанием является «научно-технологический» способ производства. Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократии и многое другое. Складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная, основанная на систематическом применении знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью силы и энергии разума. Интеллектуальность является важнейшей характеристикой данного типа культуры и постепенно пронизывает все ее элементы. В наше время наука становится важнейшим элементом культурного пространства. Уже очевидно, что в XXI в. важнейшую роль будет играть интеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные виды духовного производства. Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры в наше время. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным. Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их будущего. Это противоречие есть источник не только определенных надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества. Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и характеризует человека как существо творящее. Вступая в XXI в., нельзя не ставить вопрос: а каким же целям будет подчинена гигантская энергия культуры, созданной нашими предшественниками? Человечество наконец-то должно сделать выводы из своих предыдущих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновиднее. Две задачи сейчас наиболее важны — это мир между народами и сохранение природной среды. Мир есть исключение войн и разрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей планете. Способствовать решению этих задач — в этом и состоит гуманистическая и жизнеутверждающая миссия культуры. Именно поэтому богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено для последующих поколений людей. Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Большой театр. Леонид Собинов, Антонина Нежданова
В 1899 году Шаляпин переходит в Большой театр на императорскую сцену. Это было связано с деятельностью нового управляющего Дирекции императорских театров, талантливого организатора В. Теляковского, сумевшего учесть требования широких демо ...

Русская православная церковь Марии Магдалены
Русский храм Марии Магдалины - находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен ...

Процесс формирования корпоративной культуры
Корпоративная культура, как и всякая система, имеет свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены). Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой хозяйствую ...