Виды первобытного искусства

Информация » Первобытная и античная культура » Виды первобытного искусства

Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить безобидное и ужасное, лишая их ореола опасности, благодаря чему первобытный человек становился сильнее. Так, в процессе ритуального действия отрицательные эмоции (например, страх перед неизвестными силами природы) переводились в разряд положительных. Если туземец носил на шее ожерелье из когтей животных, то это означало, что он сильнее дикого зверя. Амулеты придавали веру в собственные силы. По мнению Г.В. Плеханова, утилитарное (т.е. полезное) исторически предшествовало эстетическому. В своей работе «Письма без адреса» он приводит примеры того, как австралийцы нередко украшали свое оружие географическими картами, хотя, на первый взгляд, это было не что иное, как декоративный орнамент. Нередко первобытные охотники оказывались умелыми живописцами и скульпторами, рисуя на песке различных животных и хорошо им знакомые сцены охотничьего быта.

Гончарному искусству предшествовало плетение, и когда помнились глиняные изделия, то им стали придавать форму и вид плетеных сосудов, изображая на их поверхности ряды параллельных линий. Такое украшение глиняной посуды сохранилось даже у цивилизованных народов. Предметы и изделия, используемые первобытными народами в быту, значительно позднее стали считаться красивыми. Их потребительская ценность предшествовала эстетической. Не сразу зародилась любовь к металлическим украшениям, а лишь после того, как люди научились обрабатывать металлы. Ношение столь «дорогих» украшений свидетельствовало о состоятельности того, кому они принадлежали. Охотничий трофей уже сам по себе являлся предметом гордости и характеризовал силу и ловкость его обладателя. Позднее он сделался объектом эстетического созерцания. Лишь со временем приобрели самостоятельное эстетическое значение цвет и форма ярко окрашенных птичьих перьев, которыми украшают головные уборы краснокожие племена Северной Америки. Таким образом, первоначально неэстетические элементы переходили в разряд эстетических. Из фактов действительности они превращались в факты новой, создаваемой человеком »художественной реальности, становясь предметами искусства.

Первобытной культуре были свойственны характерные черты и закономерности. В понимание человеческой истории и культуры постепенно проникали идеи развития. Коснулись они и изучения этого исторического периода. В 1768 г. шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Эти идеи в дальнейшем получили развитие у французских просветителей. В первой половине XIX в. такие же идеи получили подтверждение благодаря открытиям в области археологии и антропологии. С помощью археологического материала была обоснована смена трех этапов и развитии человеческой культуры - каменного, бронзового и железного. В этнографии стал утверждаться эволюционистский подход, сторонником которого стал известный английский этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор.

Другие статьи:

Воспитательное значение
Талантливое воплощение социальных проблем в искусстве, безусловно, обладает мощным воспитательным эффектом и учит человек обращать внимание на жизнь его ближних. Ещё греческие философы школы Аристотеля утверждали, что, сочувствие герою тр ...

Природа и смысл гуманитарного образования
Современное гуманитарное образование производит противоречивое впечатление. На фоне большого разнообразия направлений и форм гуманитарного образования, а также типов образовательных гуманитарных учреждений, наблюдается бедность собственно ...

Каковы этапы формирования древней культуры
Обращаясь к изучению мировой культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. По ...