Философия Аристотеля

Информация » Первобытная и античная культура » Философия Аристотеля

Страница 1

В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию, философ пишет, что задача поэта сводится не к тому, чтобы говорить о случившемся, а к тому, чтобы говорить о том, что могло бы случиться. Если историк судит о единичном, то поэт - об общем. Отсюда Аристотель заключает, что поэт «философичнее» и глубже отражает действительность, он познает все богатство чувственного мира. Рассматривая искусство как «мимезис», т.е. подражание природе и человеку, он считает, что не каждый человек может стать предметом искусства, а лишь гармоничный и пропорционально сложенный. Подражание, по мнению Аристотеля, присуще людям с детства и благодаря этому человек познает мир. Произведение искусства является продуктом подражания, доставляющим удовольствие от радости «узнавания». Источник эстетического удовольствия кроется в реальном интересе людей к познанию.

Аристотель против натуралистического копирования реальности, он за творческое ее отражение. Чтобы подчеркнуть большую выразительность, он считает возможным отойти от точного воспроизведения фактов. Но всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано. Таким образом, Аристотель одним из первых ставит вопрос о художественной правде в искусстве.

Принцип подражания распространяется им не только на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), но и на музыку, поэзию и др. В зависимости от различных видов подражания Аристотель строит классификацию видов искусства. Музыка в качестве средства подражания использует звук, живопись и скульптура -краски и формы, танец - ритмические движения, а поэзия - слова. Особенность музыки он видел в том, что она способна воспроизводить внутренние переживания людей (гнев, кротость, мужество и др.), в то время как изобразительные искусства воспроизводят лишь внешние отображения нравственных переживаний. Названные виды искусства Аристотель разделил на искусства движения - танец, музыку и поэзию, и искусства покоя - живопись и скульптуру. Классификация видов искусства дополняется делением их на роды и виды. Так, словесное искусство Аристотель подразделяет на эпос, лирику и драму, а ее, в свою очередь, на трагедию и комедию.

Теория трагедии Аристотеля оказала огромное воздействие на всю художественную практику вплоть до XVIII в. Аристотель подробно описал все составные компоненты трагедии (фабулу, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальную композицию, сценическое решение). Целью трагедии, по его мнению, является «катарсис», т.е. очищение человеческой души от ненужных страстей. К катарсису ведет развязка, которая должна органично следовать из развития фабулы и характеров.

В «Поэтике» - своем главном эстетическом произведении, Аристотель обобщает художественную практику своего времени и вырабатывает правила художественного творчества. Он был хорошо знаком с греческой драмой, эпосом, архитектурой, скульптурой, музыкой, театром, живописью. В своих рассуждениях об искусстве он постоянно ссылается на конкретные художественные произведения. Прекрасным для Аристотеля является нечто объективное и абсолютное, оно содержится в реальных предметах, их свойствах и отношениях, в нем заложена мера, порядок и гармония. Подражая прекрасному, искусство само уподобляется ему, и поэтому оно выполняет огромную воспитательную роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом. Искусство, по мнению Аристотеля, способствует улучшению нравственной жизни человека, оно подчинено задаче «усовершенствования в добродетели».

Духовно насладиться искусством можно лишь созерцая прекрасное, не думая в этот момент ни о каких практических целях. Такое свободное созерцание, считает Аристотель, родственно божественному, ибо оно обращено только само на себя. Однако далеко не всякое искусство способно облагородить душу. Поэтому, по мнению Аристотеля, необходим строгий контроль за тем, какое искусство человек воспринимает. В этом вопросе Аристотель солидарен с Платоном. Считая музыку важнейшим средством эстетического воспитания, он обращает внимание на то, что существует три типа мелодий: этические (воздействующие на моральные чувства человека), практические (возбуждающие в нем активность), энтузиастические (вызывающие экстаз).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Английский мужской костюм эпохи возрождения
В конце XV века в Англии еще сохраняется типично средневековый костюм (Приложение 1). В этот период острых социальных конфликтов итальянские влияния почти не ощущаются. Сверх рубашки англичане носили «дублет» — узкую короткую (до пояса) ...

Психологический склад средневековой личности
Человеческий тип средневековья вырисо­вывается благодаря работам И. Хейзинга, М. Блока, Л. Февра, Р. Мандру, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других историков. Найденные этими авто­рами характеристики складываются в достаточно устой­чивый образ. ...

Православный храм как памятник и хранитель русского искусства
Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас ...