Философия Аристотеля

Информация » Первобытная и античная культура » Философия Аристотеля

Страница 1

В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию, философ пишет, что задача поэта сводится не к тому, чтобы говорить о случившемся, а к тому, чтобы говорить о том, что могло бы случиться. Если историк судит о единичном, то поэт - об общем. Отсюда Аристотель заключает, что поэт «философичнее» и глубже отражает действительность, он познает все богатство чувственного мира. Рассматривая искусство как «мимезис», т.е. подражание природе и человеку, он считает, что не каждый человек может стать предметом искусства, а лишь гармоничный и пропорционально сложенный. Подражание, по мнению Аристотеля, присуще людям с детства и благодаря этому человек познает мир. Произведение искусства является продуктом подражания, доставляющим удовольствие от радости «узнавания». Источник эстетического удовольствия кроется в реальном интересе людей к познанию.

Аристотель против натуралистического копирования реальности, он за творческое ее отражение. Чтобы подчеркнуть большую выразительность, он считает возможным отойти от точного воспроизведения фактов. Но всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано. Таким образом, Аристотель одним из первых ставит вопрос о художественной правде в искусстве.

Принцип подражания распространяется им не только на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), но и на музыку, поэзию и др. В зависимости от различных видов подражания Аристотель строит классификацию видов искусства. Музыка в качестве средства подражания использует звук, живопись и скульптура -краски и формы, танец - ритмические движения, а поэзия - слова. Особенность музыки он видел в том, что она способна воспроизводить внутренние переживания людей (гнев, кротость, мужество и др.), в то время как изобразительные искусства воспроизводят лишь внешние отображения нравственных переживаний. Названные виды искусства Аристотель разделил на искусства движения - танец, музыку и поэзию, и искусства покоя - живопись и скульптуру. Классификация видов искусства дополняется делением их на роды и виды. Так, словесное искусство Аристотель подразделяет на эпос, лирику и драму, а ее, в свою очередь, на трагедию и комедию.

Теория трагедии Аристотеля оказала огромное воздействие на всю художественную практику вплоть до XVIII в. Аристотель подробно описал все составные компоненты трагедии (фабулу, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальную композицию, сценическое решение). Целью трагедии, по его мнению, является «катарсис», т.е. очищение человеческой души от ненужных страстей. К катарсису ведет развязка, которая должна органично следовать из развития фабулы и характеров.

В «Поэтике» - своем главном эстетическом произведении, Аристотель обобщает художественную практику своего времени и вырабатывает правила художественного творчества. Он был хорошо знаком с греческой драмой, эпосом, архитектурой, скульптурой, музыкой, театром, живописью. В своих рассуждениях об искусстве он постоянно ссылается на конкретные художественные произведения. Прекрасным для Аристотеля является нечто объективное и абсолютное, оно содержится в реальных предметах, их свойствах и отношениях, в нем заложена мера, порядок и гармония. Подражая прекрасному, искусство само уподобляется ему, и поэтому оно выполняет огромную воспитательную роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом. Искусство, по мнению Аристотеля, способствует улучшению нравственной жизни человека, оно подчинено задаче «усовершенствования в добродетели».

Духовно насладиться искусством можно лишь созерцая прекрасное, не думая в этот момент ни о каких практических целях. Такое свободное созерцание, считает Аристотель, родственно божественному, ибо оно обращено только само на себя. Однако далеко не всякое искусство способно облагородить душу. Поэтому, по мнению Аристотеля, необходим строгий контроль за тем, какое искусство человек воспринимает. В этом вопросе Аристотель солидарен с Платоном. Считая музыку важнейшим средством эстетического воспитания, он обращает внимание на то, что существует три типа мелодий: этические (воздействующие на моральные чувства человека), практические (возбуждающие в нем активность), энтузиастические (вызывающие экстаз).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущи ...

Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности
Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники художественного коллектива обязательно д ...

Постмодернизм в музыке
В 20 ст. продолжает развиваться, опираясь на традиции прошлых эпох, классическая музыка (пьесы Б. Бриттена, симфонизм Г, Малера). Появляются и принципиально новые направления. На основе использования традиций европейской и африканской кул ...