Особенности первобытного искусства

Информация » Первобытное искусство » Особенности первобытного искусства

Страница 2

Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали — воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами — от небесных духов до духов умерших предков — очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.

Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

«Царь-Колокол»
Большинство москвичей знакомы с ним с детства, и наверняка в каждом семейном архиве отыщется фотоснимок с «Царь-колоколом». Эта огромная махина способна удивить не только детей, но и взрослых. Часто спрашивают: «Как его поднимали на такую ...

Рыцарская литература
Пoэзия трубaдурoв, зaрoдившaяся в кoнце XI века, пo-видимoму, нaхoдилaсь пoд сильным влиянием aрaбскoй литерaтуры. Вo всякoм случaе, фoрмa стрoф в песнях "первoгo трубaдурa", кaкoвым трaдициoннo считaют Гильoмa IX Aквитaнскoгo, ...

Традиционная и современная культуры
Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это (в самом первом приближении) обществ ...