Современный танец – повод для раздумий

Информация » Пина Бауш - гений жеста » Современный танец – повод для раздумий

Страница 1

Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического танца, были талантливые исполнители Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Айседора Дункан.

А. Дункан на сцене была совершенно свободна и использовала все возможности движения: танцевала босая в свободной тунике, использовала повседневные движения, шаги, прыжки, простые повороты. В приближении к естественности выражались её индивидуальность, интуиция, импровизационный характер танца. Танец Дункан не основывался на определённой системе движений, он исчез вместе с ней.

В это же время вела свои творческие поиски Л. Фуллер. В отличие от Дункан, движущей свои поиски от внутреннего, Фуллер касалась внешнего. Костюмы, декорации, свет, вся атмосфера спектакля были ареной для экспериментов, вызывающие к жизни фантастические формы, играя линиями и яркими красками. Планки с метрами шелковой ткани создавали образы бабочек, пламени, цветовые пятна, фосфоресцирующие материалы и проектор превращали танцора в объект, сливающийся с окружающим.

В работах Рут Сен-Дени чувствовалось влияние востока. В 1915 году она со своим мужем Тедом Шоуном открыта школа танца - модерн «Денишоун», которая стала символом профессионального танца (Чарльз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэхем). В «Денишоун» родился американский экспрессионизм в танце и до середины 30-х годов идеи танца - модерн развивались параллельно и в США, и в Западной Европе, прежде всего в Германии.

Теоретиками танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лобан, обратившийся к философии древней Индии. В труде «Кинетография» (1928) предложил универсальную теорию танцевального жеста, применимую для описания всех пластическо-динамических характеристик. Пространство, Время, Энергия – три константы теории движенияотказалась от традиционно красивых движений, наполняя их крайней напряженностью и динамикой формы.

В 30-е годы центр развития модерн танца переместился в США. Основоположниками модерн-танца считаются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм, создавшие свою систему подготовки танцовщиков.

Марта Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, позднее она обратилась к символической и легендарно-эпической теме («Фротьер» 1935 г., «Письмо миру» 1940 г., «Весна в Аппалачских горах» 1944 г.), создала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Формотворчество не было самоцелью, прежде всего Грэхем стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.

Дорис Хамфри преподавала и ставила в труппе Хосе Лимона. Уделяя большое внимание пластической отточенности и технике, она выступала против красоты и утончённости стилизаторства Сен-Дени. Она первая стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. Отказываясь от опыта предыдущих поколений, многие из них отрицали первичное сценическое пространство и перенесли спектакли на улицы, в парки, отрицали форму спектакля, вовлекая зрителей в театральное действие (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке, хореографы использовали только ударные инструменты или шумы.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции
Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. я ...

История некоторых Соборов
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что Святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венециан ...

Социологический подход к изучению культуры
Социологическая школа объединяет тех исследователей, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в ег ...