Феномен культуры и его понимание

Информация » Предмет, основные понятия и структура культурологии » Феномен культуры и его понимание

Страница 2

6) 6)система представлений и образов, характеризующих культурную традицию жизни общества;

7) образ жизни;

8) культура чувств, культура мышления, культура самопроявления;

9) понятие о человеке, человеческой личности, ее цельности и ценности;

10) определенный уровень развития, воспитания.

Другой уровень понимания бытия культуры – аксиологический, т.е. уровень ценностей. Ценность – то, что «прибавляется», «примысливается» к материальному бытию предмета, сообщая ему значение и смысл. В онтологическом смысле можно причислить к культуре все, что создано человеком, создано искусственно. В аксиологическом же смысле все это созданное мы оцениваем через человека, через ценностное, человечески общезначимое содержание. Так называемая машинная культура онтологически может входить в состав культурно произведенного; однако только традиционная преемственность и ценностный характер содержания объекта определяют его принадлежность к собственно культуре (как человеческому феномену).

Мы обнаруживаем в бытии культуры также необходимые для ее понимания психологический и деятельностный аспекты. При этом деятельность понимается достаточно широко: это не только предметно-материальная деятельность, но и разные виды идеально- предметной деятельности, каковыми, например, являются деятельность сознания, производящего теории или программы, творческое мышление, процесс образного моделирования и т.п. Совокупность разных форм внешней и внутренней деятельности сознания человека определяет то, что мы называем профессионализмом, подготовленностью, компетентностью. Это также проявления культуры, обусловленные стремлением к совершенству, подразумевающему соответствующее воспитание и образование, умение соблюдать преемственность культурной деятельности и культурных норм.

Таким образом, культура опредмечивает сознание, запечатлевает его деятельность, организует его деятельность, организует мир на новых, человеческих основаниях. В этом смысле вся культура как определенная система норм и как организация есть противостояние хаосу.

Ареной борьбы между хаосом как мировым беспорядком и порядком культуры становится человеческая душа. Осуществляя ставший позднее столь распространенным у многих исследователей прием синтеза естественно-научного и философского подходов, П.А.Флоренский выстраивает два ряда понятий, противостоящих друг другу: с одной стороны, это энтропия – хаос – грех, с другой – эктропия – культура – гармония. Таким образом, Флоренский показывает, что культура не только противостоит хаосу, но и образует общий ряд с антиэнтропией (как стремление к порядку) и гармонией, которая противоположна частичности, фрагментарности, односторонности, выступающим следствием разлада и распада духовной жизни, т.е. греха. Флоренский вводит в понимание культуры религиозный ориентир и тем самым показывает методологическое единство понимания культуры в многообразии проявления в ней всех сторон человеческой души и самой жизни человека, которая объединяет научное, художественное, религиозное и философское видение мира.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Развитие искусства в Нидерландах
Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Главная художественная сила Нидерландов еще в средние века проявилась в миниатюрной ...

История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а к ...

Органическая архитектура: «Взмах крыльев»
Как огромная экзотическая птица, опустившаяся на своё гнездо на склоне горы и распластавшая крылья, охраняя потомство, выглядит другое творение Келлога. «Взмах крыльев» – так называется проект виллы в Сан-Диего, Калифорния. Проезжая рядо ...