Исторические стадии развития первобытной культуры

Информация » Проблема начала культуры » Исторические стадии развития первобытной культуры

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества – каменный век – заключает палеолит (древнекаменный, ранний или нижний палеолит) – 3 млн. -100 тыс. лет тому назад, мезолит (среднекаменный век) – 100 тыс. – 30 тыс. лет тому назад, и неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) – 30 -8 тыс. лет тому назад [4, с. 87].

Далее выделяют: медный век (энеолит) – IV–II тыс. до н. э., бронзовый век – конец II – начало I тыс. до н. э. и железный век – начало I тыс. до н. э.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого человека разумного.

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие [3, с. 14–15]

Палеолит разделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда. Оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы и др. членораздельной речи, религии и искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы связно изъясняться тоже не умели. Они пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией.

После палеолита следует мезолит и неолит. Эти периоды длились по несколько тысяч лет. Поздний палеолит занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек – Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Главным социальным новшеством нижнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники.

Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в довольно сжатые сроки и может быть определена как палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало антропологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих обществ. Результатом этих изменений и стало то единство человечества, которое называется культурой. Орудия труда, жилище и предметы быта, язык, мораль, религию, искусство, знания о мире – все эти составляющие культуры можно отметить не раньше верхнего палеолита [4, с. 89]

Т.о. верхний палеолит – та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения. Специфика палеолитической культуры состоит в том, что её типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего каменного века, относятся к самым глубоким, аморфным, тёмным константам культурного бытия. Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное, сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи».

Итак, палеолит – расколотые гальки и грубые отщепки, кости, питекантропы и синантропы. Абсолютная тьма. Царство физической антропологии. Интерпретировать нечего, образ не складывается, общаться не с кем. Значит, культуры нет. Средний палеолит. От среднего палеолита идет пещерная тератология. Эпоха бессловесная, предкультурная [1, с. 144].

Другие статьи:

Современные принципы мирового фестивального движения
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, ...

Теории культуры немецкого Просвещения
Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в н ...

Современный танец – повод для раздумий
Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического ...