Культурное достояние киммерийцев и скифов
Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные кочевники способствовали распространению в широком степном окружении достижений тех народов, которые испытали от них поражение. В виде военной добычи киммерийцы несли с собой предметы престижного потребления: одежду, украшения. Но больше всего войны способствовали распространению конного и военного снаряжения, которое часто имело все признаки произведений настоящего искусства: фигурные пряжки, кольчуги, украшенные сложными орнаментами из ромбов, квадратов, спиралей, которые образовывали совершенный геометрический стиль. К тому же киммерийцы уже завладели секретами изготовления оружия из железа, знали кузнечное дело и имели навыки сварки металлов.
Следом за киммерийцами в 7 ст. до н.э. на наших землях появились и скифы (скиты). По нехватке конкретных доказательств гипотетически большинство исследователей считают скифов ираноязычным народом, хотя издавна доказательная база иранистов поддастся разносторонней критике.
Археологическая культура скифского типа распространяется на огромные пространства от Алтая к Средиземному морю, но скольким и какого происхождения народам она принадлежит, выяснить пока еще невозможно. К сожалению, неизвестно, имели ли скифы письменность, по крайней мере, никаких письменных достопримечательностей непосредственно от скифов к нам не дошло. Но исторические сведения о скифах содержатся в иностранных источниках.
Достоверно, столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днепра возле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополе площадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники и другие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично в землянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовления железных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие. Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовались изделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе с вином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своими пленниками, а также продуктами земледелия.
Захоронения скифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронили тела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высота насыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно много предметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше время всемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытных племен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Поскольку культура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивные знания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями и религиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и как продолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашей отчизны.
Другие статьи:
Закон удовольствия
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает сл ...
Особенности средневекового миропонимания
Сознание средневекового человека, его система представлений и ценностей во многом отличаются от современных. Более того, некоторые средневековые представления и даже сам образ мышления могут показаться сегодня абсурдными.
Главной доминан ...
Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее
преодоления
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы ...
Разделы