Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия

Информация » Особенности музеефикации и культурный туризм » Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И. Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием. Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

Другие статьи:

Основные модели современной культуры
Понятие “культура” имеет собственную историю и путь становления в философии и культурологии. Впервые слово “культура” встречается и Цицерона, римского философа и оратора в 45 г. до н.э., для обозначения воздействия на человеческий ум фил ...

Культура Древнего Рима: литература, архитектура, искусство
Римская культура стала продолжательницей греческой. Время формирования связывают с именем Ромула и Рема. Ромул – первый царь. Основание Рима – 753 г. до н. э. Римская культура просуществовала с 7 века до н. э. и по 5 век н. э. Мифология: ...

Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии
В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая, которая в развитых культурах предприятий приобретает характер целостной системы. Знаково-символическая система является той формой, че ...