Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе
Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.
Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями [10, с.105-107]. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное отношение к работе.
Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.
Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технологизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.
Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям [17, с. 640].
С другой стороны, на изменение библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии.
В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.
Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора [3, с. 48]. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.
Другие статьи:
Основные методические принципы
В основе организации процесса обучения профессиональному мастерству должны лежать следующие методические принципы:
- логическая преемственность и последовательность в изучении, как отдельных дисциплин, так и их циклов, составляющих основ ...
Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого граж ...
Как надевать большой килт
Сегодня килт - это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657-4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142-151 см).
Вам нужно найти достаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложить килт на по ...
Разделы