В чем проявилось своеобразие советской культуры 20-х годов

Информация » Отличия в культуре древней Греции и древнего Рима » В чем проявилось своеобразие советской культуры 20-х годов

Страница 1

С появлением первого в мире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомые прежде горизонты. Советское государство рассматривает явления окружающей жизни с позиции марксистко-лениниского мировоззрения, коммунистической партийности. Глубоко анализируя и изображая события прошлого и настоящего, оно рисует перспективу революционного развития. Успешное развитие искусства после Октября было бы неосуществимо без руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. Естественно, что не в один миг осознали художники всю грандиозность задач, вставших перед искусством после революции. Большинство мастеров искусства сразу активно включились в художественную жизнь страны, безоговорочно отдали свое творчество служению Родине.

Закономерно, что в первые годы Советской власти на первый план вышло Монументальное искусство, которое самым непосредственным образом откликалось на зов времени.

"1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люди в страшном напряжении бьются за свои права и за свою жизнь".

В период 20-х власть прибирает к рукам всю культурную сферу. Острая необходимость в изображениях способных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.

Ленинский план монументальной пропаганды поставил перед художниками большие задачи - они должны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров, философов, писателей, художников, композиторов, артистов. В.И. Ленин указывал, что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царей, реакционерам.

Среди художников можно отметить видных представителей Ассоциации Художников революции (АХР) И. Бродского, К. Юона, В. Машкова и других, "Общества художников станковистов": А. Денейка, Ю. Пименова и других. В 20-е-30-е творят также М. Греков, П. Кончаловский.

Знакомство с советским искусством 20--30-х дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремились художники отразить новое в советской действительности, и среди них мастера старшего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примером могут служить произведения Б.М. Кустодиева (1878-1927). Его всегда привлекала жизнь толпы, улицы, праздники, ярмарки, базары провинциальных городов и столицы. Он рисует красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Шаляпин", 1922), театральный художник.

В 20-е годы широкое распространение получает принцип решения историко-революционной темы - принцип достоверного отражения событий истории. Наиболее отчетливо он проявляется в творчестве Бродского Исаака Израилевича (1883/84-1939), живописца и графика, заслуженного деятеля искусств России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины 20х - 30х годов, нельзя не назвать Иогансона Бориса Владимировича (1893-1973), живописца, народный художник СССР (1943). В кон. 1920-х гг. создал ясные по композиции и яркие по цвету жанровые произв., отражающие черты новой действительности в России ("Рабфак идет", 1928); с 30-х гг. обратился к историко-революционной тематике ("Допрос коммунистов", 1933; "На старом уральском заводе", 1937). В 1950 совместно с "бригадой" других живописцев написал огромное полотно "Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола".

Наряду с большими и малыми опытами за границей в тридцатых годах в Советском Союзе искусство мозаики стало уверенно решать монументальные задачи. Этому помогло начало строительства метро. Новая архитектурная форма, размах строительства, декоратизм советской архитектуры легли в основу сюжетов и форм мозаик.

Но борьба выдвинула также массовые агитационные формы искусства. Чтобы мобилизовать трудящихся на выполнение актуальных вопросов советского строительства и обороны родины партия нашла и развила такую форму наглядной изобразительной агитации, которая была массовой, т.е. имела максимальное воздействие на широкие круги учащихся. Такой формой в годы гражданской войны и стал боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С. Моор (1883-1946) и В.Н. Дени (1893-1946). Деятельность Моора как плакатиста развернулась особенно плодотворно в 1919 году, когда он был привлечен к работе в издательстве ПУРа. Здесь окончательно сложилось его мастерство политического плакатиста. В этот период он создал свои лучшие произведения. Плакат Моора "Ты записался добровольцем? (1920 ГТГ) и сейчас покоряет выразительностью образа красноармейца, призывающего вступить на защиту социалистического общества. На вас в упор смотрит и указывает энергичной рукой красноармеец, он призывает всех честных людей выполнить свой долг перед революцией, до конца бороться против ее врагов. Блестящее мастерство художника особенно проявилось в плакате "Помоги!", выпущенного в 1922 году, когда страну, еще не оправившуюся от гражданской войны, постигли засуха и голод в Поволжье. В плакатах Моора неисчерпаема, беспредельна ненависть к врагам, исключительная насыщенность форм, громадная эмоциональная сила. Враги в изображении Моора - это кровожадные уроды, которых необходимо беспощадно истреблять. Этим чувством определяются качество и свойства плакатов Моора. Они отличаются лаконизмом, экспрессивностью и графической четкостью.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Проблема лидерства в художественных коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии. Лидерство – один из активных способов проявле ...

Природа и смысл гуманитарного образования
Современное гуманитарное образование производит противоречивое впечатление. На фоне большого разнообразия направлений и форм гуманитарного образования, а также типов образовательных гуманитарных учреждений, наблюдается бедность собственно ...

Трудовые отношения женщин Китая
За годы реформ доля женщин в общей численности занятых существенно возросла. Изменилась и отраслевая структура занятости. Женщины сегодня составляют более 50% работающих в социальной сфере, здравоохранении, спорте и свыше 45% занятых в то ...