«Царь-Пушка»
«Царь-пушку», установленную в Кремле, ежедневно видят тысячи людей. И, наверное, все без исключения задают один и тот же вопрос: стреляло ли когда-нибудь это устрашающих размеров древнее орудие?
Отлитая при царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного, «Царь-пушка» была в то время самым большим орудием в мире. Предполагают, что свое название она получила как из-за своих размеров, так и в связи с изображенным на ней Федором Иоанновичем – увенчанным короной, верхом на коне, со скипетром в руке и в «воинском уборе».
Мастер Андрей Чохов отлил ее в 1586 г. на московском Пушечном дворе. Длина пушки составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола – 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула – 134 сантиметра, калибр – 890 миллиметров. На стволе указан вес пушки: «2400 пуд», что составляет 39 312 килограммов.
По бокам ствола есть восемь литых скоб для укрепления канатов, при помощи которых пушку можно перемещать с места на место. Выше передней правой скобы находятся надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Росия» и изображение царя. На верхней части ствола есть еще две надписи: справа – «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», а слева – «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».
В 1835 г. по эскизу архитектора А.П. Брюллова и чертежам инженера П.Я. де Витте для «Царь-пушки» на петербургском заводе Берда были отлиты чугунные, украшенные орнаментом лафеты.
Возле пушки сложены горкой устрашающих размеров ядра. «Этими ядрами стреляла «Царь-пушка!» – гордо уверяют «знатоки». Ну, во-первых, не этими, а во-вторых, не стреляла. «Царь-пушка» как раз и знаменита тем, что из нее ни разу не было сделано ни единого выстрела!
Зачем тогда ее отливали? Некоторые исследователи утверждают, что «Царь-пушка» была обыкновенной большой картечницей – она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью, и ее даже называли «Дробовик Российский». После отливки пушку установили в Китай-городе, близ Лобного места, для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку. Однако, судя по всему, случился конфуз: пушка оказалась . просто непригодной для стрельбы! «Она, при весе в 2400 пуд., имеет слишком тонкие стенки, и разорвалась бы при первом выстреле», – лаконично сообщает путеводитель по Москве, изданный в 1917 г. Мастер Андрей Чохов известен как создатель больших пушек, но, отливая «Царь-пушку», он, вероятно, допустил технический просчет, и сегодня его произведение представляет собой прежде всего памятник средневекового литейного дела.
Со времени своего создания «Царь-пушка» несколько раз меняла свое местоположение. В XVIII в. она была помещена в Московский Кремль: сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. Когда у пушки появился лафет, ее установили напротив Арсенала. У подножия лафета положили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 г. в связи со строительством Кремлевского дворца съездов «Царь-пушку» вновь переместили на Ивановскую площадь, к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и по сей день.
Другие статьи:
Возникновение ислама и его общая характеристика
Ислам ( с арабского - покорность) – это мировая религия наряду с христианством и буддизмом. Возник ислам в 7 веке н. э. в Саудовской Аравии. Последователей этой религии называют мусульманами. Число последователей этой религии в мире соста ...
Закон гармонизирующего диалога
Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Раскроем сущность этого закона.
Термин "диалог" в совреме ...
Художественная культура романтизма XIX
Романтизм – идейное художественное направление Европейской и Американской духовной культуры конца 18 первой половины 19 века, Для романтизма характерен разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализация прошлого, и ...
Разделы