Век утраченных идеалов

Информация » Переоценка ценностей в культуре XIX века » Век утраченных идеалов

Страница 1

XIX век - век разочарований в идеалах века ХVIII. Упование на разум, попытка воплотить в жизнь общественный идеал, основанный на рациональных принципах, обернулось террором Великой французской революции, которая так и не привела к торжеству свободы, равенства и братства.

Традиционная буржуазная идеология провозгласила идеал свободного человека, который прокладывает себе дорогу в жизнь, используя природную сноровку, личную инициативу, напористость. На этой основе формировались представления о свободе, которая понималась как отсутствие внешних социальных ограничений для активности индивида. В качестве мотива такой деятельности выступал идеал свободного предпринимательства, накопительства, собственного бизнеса. Такой чисто индивидуалистический жизненный идеал пронизывал буржуазную идеологию ХVIII века. Эти идеи и стимулировали общественную активность, в их русле вырабатывались буржуазные социальные и нравственные ценности. Но в ХIХ веке этот идеал был претворен в жизнь, в реальности он оказался не столь привлекательным, как представлялось мыслителям ХVIII в., ибо идеал разумного, инициативного индивида воплотился в образе самодовольного буржуа.

Складывание нового типа национального централизованного государства получил свое воплощение в наполеоновской империи, мечта о национально-государственном монолите терпит крах, так как из национального государства он стремится стать мировой державой.

Промышленная революция, которая обещала прогресс и процветание, превратила человека в часть механизма. Несмотря на очевидный прогресс, увеличение производительности труда, человек не обрел возможностей для личностного выражения. Технический прогресс оказался обмененным на человеческую индивидуальность, на целостность человеческой личности. Детище эпохи Разума - наука - оказалась враждебной человеку, ибо ее достижения не изменили сущность человека к лучшему.

Революция 1848 года, которая воочию показала, что ни о какой свободе и равенстве и речи быть не может, смела последние иллюзии в отношении эпохи разума. Культурные доминанты XIX века непонятны, если не обращаться к характеристикам основных приоритетов культуры XVIII в., которые столь активно переосмысляются и отрицаются культурой последующего времени.

Ведущей темой буржуазной идеологии раннего периода было прославление разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Именно культ разума послужил идеологическим выражением оппозиции "неразумному" феодализму со стороны буржуазии. С ним было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику идеологии Просвещения.

Ее исходным тезисом было то, что человек сам по себе, по своим внутренним задаткам и способностям является разумным существом, которое может осознать собственные возможности и организовать общественный строй на рациональных началах. Само общество рассматривалось как воплощение в жизнь социальных идеалов, которые могут быть оценены с точки зрения их соответствия "истинной" природе человека. Поэтому, для организации "свободного" общества с точки зрения просветителей, люди должны иметь точные и ясные представления о подлинной природе человека, выявление которой они и считали своей задачей. Мышление ранних буржуазных идеологов было проникнуто оптимизмом, сознанием интеллектуального миссионерства: оно рисовало перспективу восхождения к счастью на основе прогресса науки, техники и просветительской деятельности.

Традиционным стало убеждение в том, что человек способен познать природный и общественный мир. Отсюда задача философии понималась как выяснение и объяснение людям их способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы, выработка методов такого познания, успехи которого и должны были разрушить традиционное невежество и тем самым ликвидировать социальную несправедливость и тирании. Лозунг "знание - сила" и стремление такое знание получить объединяли мыслителей различных философских направлений. Таков внутренний пафос взглядов Бэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Канта, Гегеля. Несомненный, безмятежный рационализм господствовал в западноевропейском сознании до середины XIX века, черпая свой оптимизм, находя подтверждение своей истинности в рационалистической философии XVIII века.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Влияние русской культуры на развитие культуры народов Центральной Азии
Еще до присоединения Центральной Азии к России обычным явлением было бегство рабов – персов в крепостные укрепления русских. Например, фонд 17 за 1865 – 1867 гг. содержит 202 листа. В которых зафиксированы прошения многих тысяч пленных, п ...

Петровское
Гончарный промысел в Костромской губернии еще в XIX в. существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились две тысячи гончаров. Особенно славилась своими мастерами-гончарами Сусанинская земля. Лучшие гончары жили в селе Пет ...

Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная и культурная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе ...