Век утраченных идеалов

Информация » Переоценка ценностей в культуре XIX века » Век утраченных идеалов

Страница 2

XIX век, разочарованный в ценностях эпохи разума, пытается выразить это разочарование, переосмысливая ценности, противопоставляя рационалистической философии новые философские концепции. Немецкий классический идеализм, столь популярный в начале XIX века сменяется другими философскими направлениями. Теперь Гегель становится символом ненавидимой цивилизации разума, ибо разум теперь осознается как создатель идеологии обмана. Именно в это время в философии совершается ряд "философских революций", бунтов против рационалистических концепций, попытки создания философии, исходящей из интересов индивида. С.Къеркегор, например, ставит под сомнение правомерность всякой рационалистической системы и выдвигает в качестве критерия философствования тесную связь с человеческим индивидом, его фактическими чувствованиями, настроениями, переживаниями, с «безысходной трагичностью человеческого существования».

Учения Гегеля отвергается им за игнорирование жизненных проблем и переживаний реальных индивидов, за выключение из сферы философствования неповторимых человеческих ситуаций, за принесение фактического, живого, мятущегося человека в жертву анонимному и бесстрастному абсолютному духу.

Взгляды Кьеркегора отразили глубокие сдвиги в самом характере философии XIX в. и общественном сознании в целом. Мыслителей этого периода объединяет враждебность по отношению к разуму, к рационалистическим системам, которые не способны ориентировать человека в сложном мире, поскольку исключают из своего рассмотрения существенные измерения его жизни. Если раньше гуманистические представления были связаны с культом знаний, возвеличиванием разума в противовес "темным" не проясненным предрассудкам и подсознанию, то теперь возникают формы своеобразного "иррационалистического гуманизма", апеллирующему именно к подсознанию.

Так, философские воззрения А.Шопенгауэра представляют одну из иррационалистических концепций XIX в.

В своем труде «Мир как воля и представление » он показывает, что царящая в мире воля исключает закономерность природы и общества и тем самым научного познания. Воля ничего не делает, но она сама себя обманывает, ставя перед собой цели, когда же они достигнуты, она их отбрасывает. Воля вовлекает и человека, приводя его к страданиям.

Страдание же человека неотвратимо, ибо человек порочен по природе, вечно страдает от дурных наклонностей, либо от скуки.

Неудовлетворенное желание – это страдание и мука, а удовлетворенная страсть порождает скуку.

Так жизнь человека качается подобно маятнику между страданиями и скукой. Высшее благо – это полное удовлетворение воли, но это невозможно, ибо только отсутствие желания является путем освобождения от мирового зла.

Реакция на спекулятивную философию не обязательно находит себя только в иррационализме.

Позитивизм, марксизм, антропологический материализм Фейербаха – реакция вполне в рационалистическом духе на философию XVIII в.

Так, позитивизм вообще отвергает теоретическую спекуляцию как средство получения знаний, отказывается от проблем, изучаемых прежней философией, таких как проблема бытия, причинности и т. п. Основоположник позитивизма О. Конт считал, что философия должна быть построена по образцу эмпирических наук, поэтому все научные законы и теории могут быть только обобщением эмпирических фактов, задача же науки – описание фактов.

Философию этого времени объединяет интерес к человеку, сочувствие к нему, попытка вернуть человеку целостность, уничтожить отчуждение.

Л. Фейербах в отличие от материалистов XVIII видит в человеке не механизм, машину, а рассматривает человека как психофизическое единство, единство души и тела.

Для K. Маркса классический идеализм представляется надстроечным явлением, в полной мере отражающим сущность буржуазных отношений. Бороться, по его мнению, нужно не опровергая одни философские концепции другими, а уничтожая те отношения, которые порождают эти концепции. Только уничтожив отчуждение труда, человек вновь обретает свою родовую сущность, что и приведет к гармонизации отношений человека с человеком, человека с природой, человека и общества.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Роль женщины и мужчины в японской семье
Японская женщина живет в обществе, в котором внешне доминирует мужчина. Но создать сердцевину общества помогла она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство ...

Художественная культура Северного Возрождения
До конца 15 в. Ренессанс был явлением только итальянской культур, на рубеже 15 в. Возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и распространилась в других странах Западной Европы. Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – и ...

Из воспоминаний П.И. Чайковского
В 1844 г.22-х лет отроду приехала она из Montbeliard в Россию для приискания места гувернантки. Монбелиар, еще в конце прошлого века бывший резиденцией и владением герцогов Вюртенбергских, - родина Императрицы Марии Федоровны. Вместе с мо ...