Век утраченных идеалов

Информация » Переоценка ценностей в культуре XIX века » Век утраченных идеалов

Страница 2

XIX век, разочарованный в ценностях эпохи разума, пытается выразить это разочарование, переосмысливая ценности, противопоставляя рационалистической философии новые философские концепции. Немецкий классический идеализм, столь популярный в начале XIX века сменяется другими философскими направлениями. Теперь Гегель становится символом ненавидимой цивилизации разума, ибо разум теперь осознается как создатель идеологии обмана. Именно в это время в философии совершается ряд "философских революций", бунтов против рационалистических концепций, попытки создания философии, исходящей из интересов индивида. С.Къеркегор, например, ставит под сомнение правомерность всякой рационалистической системы и выдвигает в качестве критерия философствования тесную связь с человеческим индивидом, его фактическими чувствованиями, настроениями, переживаниями, с «безысходной трагичностью человеческого существования».

Учения Гегеля отвергается им за игнорирование жизненных проблем и переживаний реальных индивидов, за выключение из сферы философствования неповторимых человеческих ситуаций, за принесение фактического, живого, мятущегося человека в жертву анонимному и бесстрастному абсолютному духу.

Взгляды Кьеркегора отразили глубокие сдвиги в самом характере философии XIX в. и общественном сознании в целом. Мыслителей этого периода объединяет враждебность по отношению к разуму, к рационалистическим системам, которые не способны ориентировать человека в сложном мире, поскольку исключают из своего рассмотрения существенные измерения его жизни. Если раньше гуманистические представления были связаны с культом знаний, возвеличиванием разума в противовес "темным" не проясненным предрассудкам и подсознанию, то теперь возникают формы своеобразного "иррационалистического гуманизма", апеллирующему именно к подсознанию.

Так, философские воззрения А.Шопенгауэра представляют одну из иррационалистических концепций XIX в.

В своем труде «Мир как воля и представление » он показывает, что царящая в мире воля исключает закономерность природы и общества и тем самым научного познания. Воля ничего не делает, но она сама себя обманывает, ставя перед собой цели, когда же они достигнуты, она их отбрасывает. Воля вовлекает и человека, приводя его к страданиям.

Страдание же человека неотвратимо, ибо человек порочен по природе, вечно страдает от дурных наклонностей, либо от скуки.

Неудовлетворенное желание – это страдание и мука, а удовлетворенная страсть порождает скуку.

Так жизнь человека качается подобно маятнику между страданиями и скукой. Высшее благо – это полное удовлетворение воли, но это невозможно, ибо только отсутствие желания является путем освобождения от мирового зла.

Реакция на спекулятивную философию не обязательно находит себя только в иррационализме.

Позитивизм, марксизм, антропологический материализм Фейербаха – реакция вполне в рационалистическом духе на философию XVIII в.

Так, позитивизм вообще отвергает теоретическую спекуляцию как средство получения знаний, отказывается от проблем, изучаемых прежней философией, таких как проблема бытия, причинности и т. п. Основоположник позитивизма О. Конт считал, что философия должна быть построена по образцу эмпирических наук, поэтому все научные законы и теории могут быть только обобщением эмпирических фактов, задача же науки – описание фактов.

Философию этого времени объединяет интерес к человеку, сочувствие к нему, попытка вернуть человеку целостность, уничтожить отчуждение.

Л. Фейербах в отличие от материалистов XVIII видит в человеке не механизм, машину, а рассматривает человека как психофизическое единство, единство души и тела.

Для K. Маркса классический идеализм представляется надстроечным явлением, в полной мере отражающим сущность буржуазных отношений. Бороться, по его мнению, нужно не опровергая одни философские концепции другими, а уничтожая те отношения, которые порождают эти концепции. Только уничтожив отчуждение труда, человек вновь обретает свою родовую сущность, что и приведет к гармонизации отношений человека с человеком, человека с природой, человека и общества.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психологический аспект движения в танце
Когда я задумалась над вопросом, о чем будет мой реферат, о каком движении, в голове друг за другом всплыли две цитаты. Сначала, а что ж такое движение. В общем, его значении как то, что «движение это изменение положения объекта в простра ...

Система господствующих ценностей
Вторым структурным элементом организационной культуры выступает совокупность господствующих ценностей, которыми руководствуется менеджмент и большинство сотрудников при принятии управленческих решений. Ценности предопределяют характер цел ...

Фонд промышленных образцов. История его возникновения
Процесс формирования фондов музея обусловливается общественным строем страны, идеологией, развитием науки, культуры. Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий. Во-первых, содержание фондов долж ...