Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта

Информация » Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта

Страница 4

Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба — воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти. Живя в гробнице, Ба может отделяться от тела человека, свободно передвигаться и даже совершать “выход днем”, поднимаясь в небо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьет и т. д.) Душа Ка

выступает не только как жизненная энергия, но и как двойник человека. Это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах

(“блаженный, просветленный”) — загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах. Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все эти сущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам, причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. В более поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.

Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения. Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий, вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленания мумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашу которых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другим преданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек вел праведную жизнь, достойную загробного мира. Если же Маат перевешивала, то умершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила: самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле, так и в загробном мире. В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждому из 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речи обязательно были слова: “Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды” [313, с. 36]. Дело в том, что имя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным “пропуском”, который “уменьшает”, “отбирает” силу противодействия данного божества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобная заклинанию: “Я не делал зла”,— говорит усопший каждому из 42 богов [там же]. В Древнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали на стенах пирамид, затем на их основе был составлен сборник “Книга мертвых” — свиток папируса, насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы у них была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого, поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительно праведный образ жизни.

Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые должны были “обеспечить” нерушимость пирамиды, а вместе с тем и нерушимость царского имени. “Для посмертной жизни было необходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одно имя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшая это магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретной личностью, но как бы оживляла его” [194, с. 175, 176]. В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было сохранить имя царя.

При жизни фараон был земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб. “каменная скамья”), обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарь для жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибели мумии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы с ...

О русской культуре и природе как основе национального менталитета
Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал. Сейчас я хочу ск ...

Поп-арт
Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критик ...