Духовные ценности и знание

Информация » Понятие, сущность и функции культуры » Духовные ценности и знание

Духовные ценности – сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как , то на первом месте в некоторых случаях стоит , а в других - .

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты и мн. др ценности.

Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий, находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали согласованно.

Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.

Знание, в культурологическом смысле – это не только научное знание. Знание для культурологии — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности.

Таковы основные компоненты культуры.

Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.

Другие статьи:

История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а к ...

Заключительная часть. Краткие выводы
Со времени появления Шаляпина в русской национальной вокальной школе твердо установились взгляды на оперное искусство как на искусство синтетическое, где пению отводится роль одной из составных частей. С победой русской музыки и русского ...

Современный танец – повод для раздумий
Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического ...