Читатели и читательницы
Издавна чтение считалось в основном занятием женским. Это было развлечением богатой и потому праздной дамы, способной наслаждаться многостраничными и многотомными романами. Повсеместную большую читательскую активность женщин отмечают исследователи на протяжении, пожалуй, всей истории изучения чтения.
В Италии, Франции, России девочки читают чаще и 3больше, чем мальчики18. Что касается взрослых, то исследования, проведенные Дж. Гэллапом в США и ряде европейских стран, показывают, что женщины оказались более активными читателями, при этом чаще и больше читают работающие женщины19. А во Франции, например, женщин, которые прочли по крайней мере одну книгу в год, больше, чем мужчин20. В Италии взрослые мужчины более информированы (начитаны), чем женщины. Но при достижении 45 лет женщины, освобождаясь от многочисленных семейных обязанностей (которые могут быть рассмотрены как вторая работа), догоняют мужчин, хотя после 65 лет опять уступают им в этом "культурном соревновании". Такого рода цикл отражает привязанность женщины к репродуктивному процессу и их трудности с работой вне дома21. Немецкие ученые обратили внимание на то, что женщин больше среди тех, кто не мыслит себя без чтения, кто читает постоянно, в то время как мужчины в 1,5 раза чаще попадают в число читающих неохотно. Немецкие мужчины чаще, чем женщины, покупают книгу только для подарка.
В России в 20-х годах XX в. ситуация с грамотностью населения несколько отличалась от ситуации в перечисленных выше странах. В 60-70-х годах соотношение читателей и читательниц стало иным. Сравнения данных 1922 г. и 1965-1970 гг. о бюджете времени рабочих ряда промышленных центров выявило, что в 20-е годы книги и журналы читали около 40% рабочих и примерно 20% работниц; продолжительность чтения составляла 1,7 час. у мужчин и 0,6 час. в неделю у женщин. Опрос, проведенный в конце 70-х годов, показал, что 51% респондентов - мужчин и женщин - читают не менее одной книги
Что касается мотивации обращения к печатным изданиям, то мужчин больше среди тех, кто упоминают деловые интересы и пристрастия и отмечают, что черпают в печатных источниках полезную информацию, позволяющую расширить кругозор. Женщины же чаще связывают чтение с развлечением, чаще отвечают, что читают для удовольствия. Из этого газеты, журналы читают и дома, и на работе, и в публичной библиотеке. На вопрос, сколько времени удалось им уделить чтению книг в день, предшествовавший опросу, женщины втрое реже мужчин называли минимальные затраты. В то же время значительная часть закономерно вытекает утверждение о том, что женщины охотнее обращаются к нетленным ценностям, содержащимся в книгах, в то время как мужчины черпают в печатных изданиях "злобу дня" - научную, политическую, практическую и проч. Укажем в связи с этим на различия между мужчинами и женщинами по отношению к книгам и периодике. Во всех странах женщины проявляют заметную склонность к чтению художественной литературы, в то время как у мужчин этот вид чтения, занимая также первое место, не столь явно опережает чтение деловой и справочной литературы, как у женщин.
Женщины, опрошенные в 1992 г., в 1,6 раза реже говорили о том, что читают периодику. Мужчины в 1,4 раза чаще, чем женщины, сообщали, что мужчин вообще затруднилась ответить на этот вопрос, что можно до некоторой степени считать признаком того, что книги они в тот день не читали вовсе.
А.С. Павлова различает в связи с этим "рационально женский" (для него характерен интерес к искусству, историческим произведениям, поэзии, русской классике, языкознанию, литературоведению) и "рационально мужской" (к тем же рубрикам испытывают не столько общий или эстетический, сколько общепознавательный интерес типы чтения.
Известно, что любое произведение может удовлетворять разнообразные (деловые, образовательные, гедонистические и проч.) потребности. А поскольку все больше познавательной информации люди черпают с помощью аудиовизуальных средств, вполне понятно, что, как уже отмечалось, между чтением и телепросмотром существует определенная конкуренция. Кроме того, знание "злобы дня", содержащейся в периодике, в других источниках массовой информации, выполняет и особую коммуникативную роль: в определенной мере удовлетворяет потребность читателя (зрителя) в отождествлении себя с другими людьми, также знакомыми с данной информацией. Знание же содержания, восприятие книги (прежде всего художественной литературы) эффективнее выполняют функцию выделения читателя из группы- группе, поэтому чтение периодики, знакомство со "злобой дня" и обеспечивает их необходимым для объединения в гpynnы общим знанием
Другие статьи:
Развитие общественно политических мысли во второй половине XIX нач. XIX
века
Изучение культуры киргизского народа, испытывавшей благотворное влияние России, является, несомненно, одним из актуальных вопросов истории Киргизии. Правильное ее освещение имеет большое политическое и научное значение не только для поним ...
Экспрессионизм
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в групп ...
Предмет и проблемы этнологии
Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Но специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых ...
Разделы